RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ПРАВО НА АВТОТЕРРОР
05 марта 2007, 11:44
Автор: Валерий БАКУТКИН, доктор медицинских наук, профессор

Всегда поражает некая абсурдность происходящего. Есть перечень фраз, которые люди часто произносят в таких случаях. Они говорят, что на все Божья воля, что это злой рок, судьба или что-нибудь в этом роде. Меня такие фразы всегда поражают. Потому что не Господь Бог давил на педаль газа того злополучного «Ягуара». И перекладывание ответственности на некую вышестоящую силу - пассивная позиция, оправдывающая эту абсурдность.
Тут возникает вопрос, почему это произошло. Если бы столкнулась «скорая помощь» с пожарной машиной, это было хоть как-то оправдано. Люди спешили, чтобы спасти чьи-то жизни. Здесь же интересно узнать: куда ехали эти люди, куда спешили?!
Эгоизм, доведенный до абсурда, - вот одна из причин этой трагедии.
Такой эгоизм, когда человек не ценит ни чужое здоровье, ни чужую жизнь. Ему не важно, на какой скорости он едет, безразличны последствия - он о таких вещах просто не думает...
Мне кажется, что подобное происходит из принципа вседозволенности.
Посмотрите, по пешеходной зоне на проспекте Кирова совершенно свободно ездят машины. В прошлом году там был просто анекдот - врезался в дерево пьяный водитель. Когда смотришь, как представитель ГАИ закрывает глаза на серьезнейшее нарушение, понимаешь, что не законы лежат в основе всего, а право сильного.
То, что случилось и случается каждый день на наших дорогах, - это даже не стихийное бедствие, это террор. Стихийное бедствие еще можно предсказать. Террор непредсказуем, именно поэтому его так боятся. Можно родиться в прекрасной семье, получить образование, родить замечательных детей, быть законопослушным гражданином, соблюдать все правила движения, которые только существуют на свете. Но в любой момент это может оказаться бессмысленным только потому, что есть люди, которым все разрешено...
Осознание того, что есть этот дамоклов меч, во многом меняет отношение к жизни. И для кого-то такое понимание становится причиной того, чтобы не строить долговременных планов, не рожать детей и т.д. В сущности, это те же ощущения стресса и страха, как во время военных действий.
И самое страшное, что в эту ужасающую нелепицу вовлечены дети. И как мы докажем детям необходимость соблюдать правила дорожного движения? Только представьте себе, что было бы, если бы по тротуару в тот злосчастный момент шел целый класс?! Каким тогда оказался бы масштаб трагедии?..
Психологи давно уже установили, что в период первичного накопления капитала машина - это не просто вещь. Это форма престижа. Человек покупает иномарку в первую очередь для того, чтобы самоутвердиться, подчеркнуть свой статус. В России любовь к большим и очень дорогим машинам приобрела общенациональный масштаб. Покупаются машины с мощным двигателем, хотя средняя скорость движения по городу - 18 километров в час. Я далек от того, чтобы ругать владельцев огромных джипов, потому что считаю, что это неправильно ориентированный гнев. «Война «мерседесам», мир «жигулям» - лозунг, который ни к чему хорошему не приведет. Нельзя делить людей на «своих» и «чужих» только потому, что один ездит на «фольксвагене», а другой на «жигулях». Дело не в иномарках, а в людях, их безнаказанности.
В том, что человек за рулем не думает о последствиях, есть отчасти элемент компьютерных игр. Там создается иллюзия бессмертия - влетел в стенку, перезагрузился, поехал дальше. Это сидит где-то в подсознании. Нет чувства страха, боязни за результат.
Если посмотреть в масштабах страны, то потери в ДТП сопоставимы с ведением военных действий. При этом погибают самые активные, работающие люди. И в этой войне водитель и пешеход находятся не в равных условиях. На Западе главное предпочтение отдается пешеходу. У нас наоборот - идет расширение проезжей части за счет пешеходной. А ведь водители гораздо более защищены. Это в машине есть подушки безопасности. Пешеход - он совершенно беззащитен.
Когда случился Чернобыль, МАГАТЭ резко пересмотрело отношение к атомной энергетике. Атом стал менее опасным. То есть в том случае жертвы, как бы цинично это ни звучало, были хоть как-то оправданы. А что мы видим здесь? Люди погибли, а где итог, где вывод, что поменялось в этом мире? Боюсь, что ничего.
Для меня картина пессимистична. Но это не значит, что можно сидеть сложа руки. Надо многое сделать. Должно быть ужесточение наказаний. При этом нарушение и наказание должны быть сопоставимы. Одно дело грязный номер, а другое - превышение скорости, езда по встречной полосе. Такие нарушения должны караться по всей строгости.
Люди, у которых есть чувство гнева, не должны молчать, а должны выступать от общественности. Были же раньше движения типа «Помощь ГАИ», «Юные водители» и т.п. Где сейчас все это? Их нет.
Любовь к машине неистребима. Более того, со временем машин будет все больше. Очень скоро машина уже не будет формой роскоши, а станет общедоступной вещью. Поэтому и отношение к ней должно быть другое.
Что касается молодых водителей, то перед тем, как выдавать им права, я бы в обязательном порядке направлял их в травматологическое отделение. Пусть посмотрят, к чему приводит людей бездумность. Выводы должны быть из всякой трагедии, иначе она повторится.
Светлая память безвинно погибшим.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи