RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
МИФЫ И ТАРИФЫ
22 февраля 2007, 17:10
Автор: Оксана ПУШКИНА

Город уже не воюет с энергетиками, но ему это вряд ли идет на пользу

Нынешней зимой в саратовском медиа-пространстве приключилось небывалое явление. Не было привычной информационной войны между Саратовом и энергетиками. Город не жаловался на тощую казну и непрозрачность тарифов, а энергетики не грозили за долги устроить в квартирах горожан «ледниковый период». Причин у этой удивительной ситуации было несколько. Главная - это, конечно, теплая зима. Кроме того, сменилось руководство города и энергетической компании, да и сама она из «Саратовэнерго» вроде как стала «Волжской ТГК». Хочется надеяться, что жители еще обязательно узнают, насколько много городу удалось сэкономить на теплой зиме. Но никем не объявленный «мирный договор» совершенно не отменяет принцип «Никто не забыт, ничто не забыто». И теплая зима-2007 - совсем не повод хоронить прежние претензии Саратова к энергетикам. Тем более что они-то через судебные иски свои претензии к городу потихоньку реализуют. И нет никаких гарантий, что на будущий год, в условиях более суровой зимы, прежняя война не возобновится с новой силой. Между тем, механизмы образования сумм, которые энергетики выставляют мэрии, настолько удивительны, что заслуживают пристального внимания не только администрации города, но и всех его жителей.


Совершенно секретно

Прежде чем перейти к примерам, надо отметить, что интерес руководства города к цифрам в счетах и принципам их появления как-то сложно назвать постоянным. Второй год после смены команды в мэрии Саратова кривая этого интереса, кажется, движется вниз.
К чему сводится большинство претензий города к «Саратов-энерго»? Они неплохо отражены в иске администрации Саратова к ОАО «Саратовэнерго» за излишне выставленные объемы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения в 2001-2004 годах.
Нарушений было немало. Начать хотя бы с широко известного факта, что температура теплоносителя была крайне далека от норм. И ладно бы разница составляла допустимые 3 градуса - нет, она могла быть ниже на 10, 20 градусов. После того, как мэрия устроила громкий медийный шум по этому поводу, появилось замечательное постановление правительства области, подписанное губернатором Аяцковым, - о том, чтобы температура была не ниже 80 градусов. И это при том, что до этого она могла быть 50, 60 градусов, не дотягивая и до 75.
Город имел полное право вообще отказаться платить за такие «как бы услуги». И энергетикам в этом случае «светило» бы получить хоть какие-то деньги только через суд. Но мэрия тогда не решилась пойти на этот шаг. Скорее всего, напрасно. Сейчас этот иск лежит без движения. Почему? Да потому что необходим ряд документов, которые энергетики должны предоставить для экспертизы, назначенной судом. Все усилия для того, чтобы они это сделали, успехом не увенчались.
Впрочем, с получением бумаг от «Саратовэнерго» проблемы были очень часто. Некоторые значимые документы в мэрии не могли увидеть годами. К примеру, расчеты, на основании которых выставлялись счета-фактуры.
Дело в том, что в договорах между энергетиками и их потребителями отсутствовало такое важное приложение, как методика по расчетам потребления энергии балансовым методом. Он применяется, когда у потребителей нет приборов учета. Методика вроде как существует, поскольку на сам метод имеются ссылки в договорах. Но прежняя городская администрация, несмотря на все усилия, его увидеть не смогла. А ведь договор на поставку энергии является публичным. Значит, и эта методика - обязательное приложение, и должна соответствовать нормам, утвержденным приказами Госстроя России и Минэнерго РФ. Новой городской думе методику прислали. Но она, как выяснилось, была утверждена только в декабре 2006 года и вообще является их внутренним документом.
К слову, отсутствие бумаг ограничивалось не одной методикой. Во взаиморасчетах не было, к примеру, и первичных бухгалтерских документов, подписанных получателем, которые бы подтверждали факт отпуска тепловой энергии в тех объемах, которые «Саратовэнерго» указывало в своих счетах-фактурах. Потому что были другие бумаги - письма и акты от МУ ДЕЗ в адрес энергетиков о том, что фактические объемы поставок были ниже.
И кстати: знаете, как трактуют сегодня суды отсутствие первичных документов (например, данных приборов учета; актов приема-передачи товаров или услуг, принятых абонентом; расчетов объемов потребления)? Как отсутствие задолженности. А раз нет задолженности, то и платить не надо. Примеры конкретных судебных процессов по России уже есть. А значит, «Саратовэнерго» сделало всё для того, чтобы город мог компании просто не платить (ст. 542 ГК РФ).

Видения денег

Чтобы понять, насколько обоснованы запросы энергетиков, руководство МУ ДЕЗов неоднократно пыталось получить доступ к узлам учета энергии на источниках тепла. В этом доступе было отказано. Фактически энергетики предложили «верить на слово». А показания приборов - это только для «внутреннего пользования».
Массу вопросов у администрации вызывали и внезапные изменения объемов потребления тепла и ГВС. Именно внезапные, буквально «на пустом месте». К примеру, в ходе одной из проверок договорной и платежной документации МУ ДЕЗ Фрунзенского района города (по заданию министерства ЖКХ области) выяснилось следующее. Филиал «Энергосбыт» ОАО «Саратов-энерго», никого не предупредив, в одностороннем порядке запросто взял и увеличил почти в полтора раза потребление тепловой энергии и почти в три раза - теплоносителя. И это при том, что число объектов на территории, о которой идет речь, не изменилось. Попросту говоря, некоторое количество жилых домов вдруг стало потреблять тепла в несколько раз больше.
Документ, по которому нужно было начать платить эти вдруг выросшие суммы, руководство МУ ДЕЗ не подписало. Ну в самом деле - нонсенс. Уведомило об этом «Энергосбыт». Но энергетики на это не обратили внимания. И вскоре начали выставлять счета-фактуры на основании своих данных. Все это вылилось в абсурд. Потребление теплоносителя составляло от 467 до 800 литров в сутки (там, где на ЦТП не было приборов учета). В это самое время ЦТП, где были приборы учета, фиксировали потребление от 96 литров (!) на человека в сутки. И так на протяжении двух (!) лет. Когда в 2004 году «Энергосбыт» представил новые расчеты, то они оказались даже меньше, чем те, после которых началась вся эта история. Но перерасчет за два года сделать, видимо, «забыли». И безумные долги, возникшие «из воздуха», так и числились.
А ведь были и другие нарушения. К примеру, есть на ЦТП, к которому подключены разные потребители, приборы учета. По ним энергетики считают общий объем потребления. И все бы хорошо, но однажды в мэрии сложили цифры, выставленные по счетам-фактурам разных потребителей. Догадываетесь? Сумма получилась гораздо больше, чем выдавали приборы учета. То есть счета составлялись таким образом, что некоторые потребители платили часть денег непонятно за что.
Частыми нарушениями были завышенные проектные нагрузки в договорах, приписки - даже к показаниям приборов учета. В нескольких случаях энергетики «заряжали» в документы такие объемы потребления, что потребителям впору было плакать. От смеха. Потому что эти «якобы объемы» просто не могли пройти через трубы, при всем желании. Диаметр труб должен был быть в разы больше. А по документам такие чудеса очень даже получались.

Удивительное рядом

С деньгами и платежами тоже порой происходили удивительные вещи. Однажды обнаружилось, что один из долгов перед энергетиками, уже «закрытый», они прилежно снова и снова учитывали. Видимо, забыли, что вопрос был урегулирован. В другой раз у некоего МУПа нашелся должок, который возник... до деноминации рубля. И его, как выяснилось, просто забыли деноминировать!
Был еще детский сад, который потреблял воды так много, как будто у него был бассейн. И энергетики были уверены, что так и есть. А бассейна-то никакого никогда не было!
А как вам понравится ситуация, когда энергетики зимой брали воду из водозабора, температура которой составляла... ноль градусов? Получается, что вместо воды трубы закачивали лед. Но администрация заручилась справкой МУПП «Саратовводоканал», где замеры делают ежедневно. А по ним выходит, что вода всегда была плюсовой температуры. Зачем энергетикам был нужен этот дурацкий ноль? Да затем, что нагревание воды от 0 до реальных +5 градусов тоже «чего-то» (даже очень много!) стоит, понимаете...
В 2002 году город подписал соглашение о том, что должен бешеные деньги - 1,8 миллиарда рублей. Правда, потом администрация одумалась и начала интересоваться - а на каких таких основаниях Саратову «вкатили» такую огромную, по меркам его бюджета, сумму? И начались проверки и выяснения, результаты которых изложены выше. После чего город отказался признавать долг.
Возникает вопрос: почему отношения к монополисту теперь изменилось? Стала ли нынешняя ситуация намного лучше и чем? В условиях, когда тарифообразование по-прежнему сложно назвать прозрачным, позиция людей, которые принимают решения в Саратове, должна быть еще более пристрастной, внимательной и критичной. Пока это не так. Власти города мечутся в поисках дополнительных доходов бюджета, между тем как в спорных энергетических счетах завязли сотни миллионов рублей, переплаченных всевластному монополисту. Достаточно наконец проявить твердость воли и разобраться с одной компанией - и решать другие проблемы станет гораздо проще.

Татьяна Абрамова, экс-председатель комитета по экономике администрации г. Саратова:

Теплоснабжение - один из самых важных процессов жизнеобеспечения населения нашего города. Потребность в количестве тепла зависит от разных факторов - температуры наружного воздуха, вида строения, от совокупных потерь (нормативных) при выработке, транспортировке, распределении и потреблении. А в нашем случае - еще и от учета тепла и контроля за этим. Если энергетики снижают параметры теплоносителя ниже нормативных, то что остается делать потребителю, чтобы банально не замерзнуть? Разумеется, компенсировать недостающее тепло каким-то другим способом. Это приводит к дополнительным расходам с его стороны. Между тем, по ст.547 ГК РФ это должен компенсировать именно поставщик!
Что происходит, если часть потребителей обзаводятся приборами учета? Это заставляет энергетиков компенсировать свои «якобы» потери за счет иных потребителей. Самое удобное - это, конечно, муниципальные унитарные предприятия (МУПы) и муниципальные учреждения (МУ), обслуживающие жилищный фонд. Ведь на ЖСК, даже если у него нет приборов учета, при рачительном председателе ничего не спишешь!
Отсутствие контроля со стороны руководства МУП и МУ за качеством и количеством потребления энергии позволяло и позволяет энергетикам быть на самом деле «монополистом» по получению денег от законопослушных потребителей. А ведь они при этом еще оплачивают и неучтенных потребителей, которые в ряде проверок также были выявлены.
Прозрачность расчетов и, соответственно, учета реального потребления - главное условие корректности взаимоотношений между поставщиками и потребителями. Но энергетики в течение трех лет, когда я занималась данной проблемой, от этой корректности уклонялись. Начиная с IV квартала 2004 года в комитете по экономике был разработан проект постановления администрации г. Саратова, определяющий порядок контроля за потреблением энергоресурсов жителями города. Этот документ проходил длительное согласование, так как определял всех должностных лиц, которым вменялось в обязанность обеспечение контроля и реального учета потребления энергоресурсов. Постановление было подписано 4 мая 2005 года под номером 115-А.
Но, к сожалению, оно никогда и никем не исполнялось.
Иными словами, большая трехлетняя работа по отстаиванию интересов саратовцев в настоящее время сведена к нулю.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи