RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
КАК ПОБЕДИТЬ КОММУНАЛЬНЫХ РЕЙДЕРОВ
16 февраля 2007, 12:10
Автор: Константин ФОМИЧЕВ

И стать хозяином в собственном доме

В своих публикациях мы неоднократно рассказывали о том, с какими сложностями сегодня сталкиваются жители многоквартирных домов, решившие в преддверии глобального прихода в жилищно-коммунальную систему управляющих компаний организовать ТСЖ. Материалы эти не остались незамеченными, и практически каждый день мы получаем от читателей новую информацию, основанную на их личном опыте общения с коммунальными чиновниками. Буквально на днях нам рассказали о двух домах в Октябрьском районе, жильцам одного из которых больше двух месяцев не дают зарегистрировать ТСЖ, а жильцам второго, успевшим сделать это в прошлом году, - дезовцы всячески тормозят передачу в управление их многоквартирного дома.

Но из этих сложных ситуаций все же есть выход. Как бороться с этим произволом и как обезопасить себя и свое жилище от захвата наглеющих экс-мудезовцев, нам подробно рассказали специалисты ООО «Юридическая служба». Следствием того, что людей сейчас насильно и незаконно пытаются загнать под «опеку» управляющих компаний, созданных на основе МУ ДЕЗов и пользующихся поддержкой районных администраций, стало фактическое лишение людей возможности в спокойной обстановке определиться с формой управления своим жильем. Не секрет также, что ноу-хау саратовских чиновников от коммуналки стал некий «мораторий» на создание ТСЖ - совершенно незаконная попытка помешать людям самостоятельно сделать выбор, «как жить дальше», гарантированный Жилищным кодексом. Но обойти чиновничьи препоны можно, если воспользоваться двумя инновационными способами, разработанными специалистами «Юридической службы» и уже апробированными на практике.

Специализированный потребительский эксплуатационный кооператив (СПЭК)

У СПЭКа есть несколько неоспоримых преимуществ перед ТСЖ. Во-первых, кооператив не надо регистрировать в Росрегистрации. Как любое юридическое лицо, его достаточно поставить на учет в налоговой инспекции. Во-вторых, Жилищный кодекс никак не регламентирует порядок создания специализированных кооперативов, что выгодно отличает их от ТСЖ, процедура создания которых прописана детальнейшим образом.
Но самым большим плюсом является то, что деятельность кооператива никак нормативно не урегулирована. Есть закон о некоммерческих организациях, есть закон о кооперации, но ни тот ни другой на СПЭК не распространятся. Следовательно, на эту организацию по факту действует только Гражданский кодекс, да и то в самых общих вопросах. И в этой ситуации огромную роль приобретает Устав, который будут создавать сами жильцы и которым будет регулироваться деятельность СПЭК. Именно жильцы определяют, по каким правилам станет жить и работать их кооператив, а кроме того, у них есть право в любой момент внести в этот документ поправки или дополнения. Наконец, Жилищный кодекс не ограничивает право вступления в кооператив нанимателей, которые наравне с собственниками смогут принимать участие в его управлении.
Проблемы при создании ТСЖ заключаются не только в том, что в Саратове этому чинятся препятствия. Проблемы еще и в сложности организации и проведения общего собрания жильцов, принятии на нем решений и оформлении их таким образом, чтобы потом не возникало сомнений в их легитимности. О передаче в администрацию документов и регистрации их не стоит и говорить. Для организации же СПЭК никаких дополнительных формальностей не требуется, достаточно того, что общее собрание решит вопрос о выборе формы управления, а инициативная группа возьмет на себя организационные заботы. Такая схема хороша еще и тем, что в дальнейшем не возникнет опасности отмены принятых решений, что сейчас постоянно происходит с решениями общих собраний по созданию жильцами ТСЖ, так как им приходится учитывать огромное количество сложных организационных моментов.
Впрочем, у СПЭК, как и у ТСЖ, и у любого другого юридического лица, есть свое слабое место. Это - человеческий фактор. Всегда существует риск, что деньги из-за неграмотного управления могут пропасть. А найти человека, который сможет эффективно управлять СПЭКом, очень сложно, специалистов с опытом такого управления сейчас крайне мало, да и стоят их услуги достаточно дорого. Но если вам удастся решить эту, пожалуй, единственную проблему СПЭКа, вы навсегда обезопасите себя и свой дом от посягательств коммунальных рейдеров.

Непосредственное управление жильцами своим домом

Как оказалось при внимательном рассмотрении, это очень надежный способ избежать полона управляющей компании. Главный его плюс заключается в том, что при этой форме ничего организовывать не надо. При управлении жильем действуют две плоскости - организация коммунальных и жилищных услуг.
Что касается коммунальных услуг. Выбор непосредственного управления - панацея от тех неприятностей, с которыми время от времени нам приходится сталкиваться и которые происходят от всевластия коммунальщиков. Сейчас отношения между теми же энергетиками и потребителями строятся по схеме, предусматривающей еще и третьего участника этих отношений. Это некий посредник, который стоит между потребителем и производителем. Им может быть МУ ДЕЗ, ТСЖ, ЖСК, управляющая компания и т.д. И получается, что услуги потребителям предоставляют эти самые «третьи участники», которые их не производят. При этом энергетики перед потребителем за качество услуг не отвечают.
Если жильцы выбирают непосредственное управление, между ними как потребителями устанавливаются прямые отношения с производителями услуг.
И тут уже вступает в действие параграф Гражданского кодекса «Энергоснабжение», и работает закон «О защите прав потребителей». В этом случае можно будет смело забыть об отключениях горячей воды, отопления, электроэнергии - по закону, потребителя и гражданина, который использует энергию для личных хозяйственных целей, вообще нельзя отключить за неуплату. Производители услуг смогут сделать это лишь по согласованию с получателем услуги, как и записано в ГК, либо в случае, когда неотключение несет угрозу жизни и здоровью. Ситуация, когда людей отключают за долги, будет просто невозможна - ГК гласит, что даже неисполнение потребителем своих обязательств по оплате не является основанием для прекращения снабжения его коммунальными услугами. Сейчас они могут влиять на жильцов через «третье звено» - отключают посредника, а без услуг остаются потребители. Еще в большей степени на людей, решившихся на непосредственное управление, работает закон «О защите прав потребителей», в соответствии с которым в случае непредоставления услуги потребитель вправе рассчитывать на пеню 3% в день.
И бояться, что энергетики, которых такие условия, когда жильцы получат защищенные законом права, станут препятствовать этой форме управления (например, откажутся заключать договоры), не надо. Дело в том, что их согласия при выборе этой формы управления просто не требуется. Больше того, в соответствии с ГК, договор будет считаться заключенным с момента первого получения услуги, первого фактического подключения. То есть если вы уже много лет пользуетесь электроэнергией, горячей водой или отоплением, де-факто вы уже как бы заключили с производителями услуг договоры. И оформлять их письменно не нужно. Все основные условия этого договора есть в законе, в нормативных актах - это стоимость и порядок расчетов. А каким образом энергетики будут обеспечивать сбор денежных средств, уже их забота. Отключить должников без суда они не могут, а судебные затраты будут столь велики, что производители услуг сами должны быть заинтересованы в обеспечении удобного сбора средств. И если это будет осуществляться через посредников вроде ЕРКЦ, оплата их услуг опять же ляжет на самих энергетиков. Таким образом, задача жильцов, выбравших непосредственное управление, состоит лишь в том, чтобы принять решение, а потом поставить в известность поставщиков - энергетиков, «Водоканал» и т.д. - о том, что в их доме введено непосредственное управление и денег от ТСЖ или МУ ДЕЗа они больше получать не будут. Мол, выставляйте нам счета, и мы будем их оплачивать.
С жилищными услугами при непосредственном управлении также все предельно ясно. Сегодня третья сторона - посредник - требует ежемесячной оплаты за оказание услуг, при этом проконтролировать, что это за услуги, как они выполняются, сейчас невозможно. МУ ДЕЗы в настоящее время занимаются тем, что постоянно манипулируют собранными деньгами.
Если работает непосредственное управление, то возникает вариант подряда. Общее собрание уполномочивает одно лицо или группу ответственных лиц, которым доверяют все жильцы, на решение хозяйственного вопроса. Эта группа обходит дом и говорит: нам сейчас нужно отремонтировать то-то и то-то. На это требуются такая-то сумма. Они приглашают строительную организацию, которая специализируется в сфере услуг (такие организации в Саратове уже есть), приглашают сметчика, тот считает, представляет счет. Инициативная группа может запросить цену на услуги у десяти, двадцати организаций и выбрать самое приемлемое из предложений. Все закрепляется договором, работы начинаются, группа их контролирует, следит за расходами и качеством сделанного. В договоре прописываются сроки и ответственность сторон. На жильцов и тут работает закон «О защите прав потребителей».
Жильцам тех многоквартирных домов, кто в будущем планирует довериться управляющей компании, но до этого создать юридическое лицо, а ТСЖ им организовать не дают, легче пойти по пути организации СПЭКа. Тем же, кто не верит управляющим компаниям, следует обратить внимание на непосредственную форму управления.
И самое главное - выбор такой формы управления сейчас может спасти жителей тех домов, кого пытаются закабалить управляющие компании или тех, чьи ТСЖ попали под гнет разных «союзов» и «ассоциаций». В дополнениях к Жилищному кодексу, принятых в конце минувшего года, в пункт о выборе формы управления добавлено принципиальное положение о смене формы управления. Теперь люди, недовольные своим положением, в любой момент могут собраться и изменить способ управления. Для этого надо лишь проявить желание, активность, и на общем собрании принять такое решение. В пункт 3 статьи 161, гласящий, что «способ управления выбирается на общем собрании», теперь внесено важнейшее добавление, и в новом варианте он звучит так: «способ управления выбирается и изменяется на общем собрании». Это гарантирует Жилищный кодекс, и тут уж никто, ни один чиновник, сегодня вам помешать не сможет.

От редакции

После очередного продления срока до 1 июля 2008 года, когда каждый из нас должен будет сделать окончательный выбор и ответить на вопрос «кто в доме хозяин?», осталось чуть больше года. Но не надо думать, будто времени еще много. Мы уже писали о том, что после того, как стало известно о перенесении даты выбора с января нынешнего года на январь года следующего, саратовские чиновники самым активным образом начали готовиться к организации конкурсов управляющих компаний. Конкурсы планировалось провести к концу лета, так, чтобы к отопительному сезону судьба жильцов всех не определившихся с формой управления домов была бы уже решена. Они изначально не дали бы нам времени до конца года, они хотели насильно загнать нас в свои управляющие компании еще осенью. И может ли теперь кто-то быть уверенным, что эти люди не осуществят свои планы, не дожидаясь 1 июля 2008 года?

 

Мы не уверены. Поэтому «Взгляд» вместе с ООО «Юридическая служба» намерен провести акцию в помощь тем, кто пока не определился с этим важным выбором.
Юристы «Юридической службы» проконсультируют, дадут советы и ответы на вопросы о том, какая форма управления больше подходит именно вашему дому, как уберечься от коммунальных рейдеров и как вырваться из-под гнета недобросовестной управляющей компании. И это будет реальная практическая помощь от ведущих юристов Саратова в области ЖКХ. Все консультации по этим вопросам для вас будут совершенно бесплатными, все расходы редакция берет на себя.
Телефоны «Юридической службы»: 23-69-98, 23-87-48, 26-01-66.
Консультацию также можно получить через интернет на информационном портале www.yr-s.ru или по адресу: г. Саратов, ул. М.Горького, 21.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи