RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ОСТАНОВКА «ТУПИК»
08 февраля 2007, 18:19
Автор: Борис ДМИТРИЕВ, Александр АРХИПОВ

Нынешнее повышение цен окончательно разорит предприятие. Звучит парадоксально. Но это только на первый, причем мимолетный, поверхностный взгляд. Если внимательнее взглянуть на ситуацию, то можно убедиться: в нынешних обстоятельствах очередное подорожание проезда - дорога к скорому банкротству. И, скорее всего, именно эту цель преследуют «темные лошадки» из горадминистрации. Ибо для всех уже стала очевидна тенденция изгнания горэлектротранспорта из транспортного бизнеса Саратова в пользу коммерческих автобусов и маршруток.

* * *
Слабое место городского электротранспорта - перевоз льготников. Из общего количества перевозимых трамваями и троллейбусами пассажиров 45% составляют социальные льготники. Прежде всего ветераны. А это значит, что объем выпадающих доходов равен почти половине всей выручки. Когда бюджет (областной!) компенсирует сполна выпадающие доходы - предприятие развивается. Если компенсация недостаточная, то у предприятия возникают серьезные проблемы, и оно с трудом держится на плаву. Ну а если компенсаций нет, либо их с гулькин нос, то предприятие идет ко дну. Что и происходит ныне с саратовским электротранспортом. Его откровенно банкротят. В том числе с помощью депутатов, которые предпочли повторить старые ошибки своих предшественников, взвалив на население столь обременительную ношу - парк полуразбитых трамваев и троллейбусов, не менее ветхие трамвайные пути и оплату труда работников этого предприятия.
Именно семирублевый проезд (при себестоимости 5 руб.), по подсчетам специалистов, должен обеспечить бесперебойную работу предприятия, дышащего на ладан.
Однако специалисты, скорее всего, просчитались. Объем «выпадающих доходов» увеличился, а компенсация их осталась на уровне 2005 года. Как все помнят, тот год ознаменовал себя скандальной «монетизацией льгот». По сути, в 2005 году у льготников отобрали право бесплатного проезда. Ветеранов успокоили тем, что они будут платить за поездки в трамваях-троллейбусах чисто символически - 50 руб. в месяц при стоимости месячного проездного «трамвай-троллейбус» для граждан 200 руб. За ветеранов областной бюджет стал доплачивать 150 руб. за каждый проданный ветеранский проездной. Вроде бы транспортникам нечего было беспокоиться. Да только в 2006 году общий проездной подорожал. Ведь стоимость электроэнергии растет с каждым годом. И вот при цене «гражданского» проездного в 250 руб. ветераны по-прежнему платили 50 руб., а областной бюджет доплачивал те же 150 руб. Таким образом, горэлектротранспорт недополучил миллионы. Но никто из городской власти не встревожился сам и не потревожил правительство области.
С марта 2007 года общий проездной будет стоить 400 руб. А ветераны платят те же 50 руб. И пусть платят столько. Но пусть область доплачивает 350 руб. Однако этот вопрос не решен. Да и неизвестно, пытались ли его решить.
* * *
Другой вопрос - почему вдруг решили, что соотношение льготников и обычных пассажиров останется прежним? Ведь увеличение платы за проезд на 2 рубля сократит количество тех небогатых саратовцев, которые бы ждали по 20-30 минут троллейбуса или трамвая, чтобы сэкономить один рубль. Нет, они будут садиться в коммерческие автобусы, следующие практически по тому же самому маршруту. Зачем им стоять под дождем или снегом, в жару или в холод, ожидая плохо отапливаемый трамвай с жесткими сиденьями? В гораздо более теплых и комфортных автобусах проезд стоит столько же - 7 рублей. Наш дорогой электротранспорт будут дожидаться на остановках лишь льготники, малоимущие пенсионеры и граждане с объемным багажом. Наверняка в 2007 году саратовский электротранспорт будет иметь не 45% льготников от общего количества пассажиров, а гораздо больше. Поэтому наивно полагать, что увеличение платы для населения за услуги горэлектротранспорта позволит последнему остаться на плаву. А точнее, на ходу. И не исключено, что при таком раскладе очень скоро в городе останутся один трамвай и один троллейбус. А стоимость поездки в них будет равна стоимости авиабилета. Причем все они будут набиты льготниками, заплатившими свои 50 рублей...
* * *
Здесь уместно провести сравнение с тем, как повысили проезд на троллейбус в Энгельсе. Там сделали это на месяц раньше, чем в Саратове, по поводу чего пассажиры традиционно ворчали. Но в отличие от областного центра там подняли тариф только на рубль (с 5 до 6 рублей), в результате чего сохранили ценовую привлекательность электротранспорта по сравнению с «ГАЗелями» и автобусами. Кстати, интенсивность движения энгельсских троллейбусов и их заполняемость пассажирами выше, чем в Саратове. Это, в частности, объясняется и тем, что троллейбусные маршруты в этом городе не так жестко и интенсивно обслуживаются коммерческими автобусами большой вместимости. Так, если ехать, например, от района магазина «Юбилейный» в центр города, шанс сесть на троллейбус (№№ 8, 12, 14) значительно выше, чем на автобус (№№ 284 «Б», 248). К тому же услугами последних, как правило, пользуются лишь путешествующие из Энгельса в Саратов. Для тех же, кто передвигается внутри города, как раз и предназначены более дешевые троллейбусы. Конечно, и в Энгельсе с горэлектротранспортом далеко не все в порядке. И никто не даст гарантию, что очень скоро и там не доведут стоимость проезда в троллейбусах до 7 рублей. Но пока отношение к ним со стороны городских властей нам все же представляется более взвешенным.

* * *
А электротранспорту Саратова руководство города, на наш взгляд, просто решило вырыть могилу и похоронить с почестями. Разумеется, за счет горожан. Потому что никаким повышением тарифов ситуации в нашем трамвайно-троллейбусном хозяйстве не исправить. Для достижения этой цели нужно принимать совсем другие меры. Во-первых, сегодня крайне необходимо принять специальную программу по увеличению и обновлению подвижного состава. Да, это дорого. Но лучше уж один раз серьезно потратиться, чем из года в год списывать огромные суммы на ремонт того, что уже не поддается ремонту. Да, на это требуются серьезные инвестиции (6 миллионов 600 тысяч, предусмотренные на эти цели в бюджете-2007, не спасут ситуацию). Но самое главное - для этого нужна политическая воля и сильное желание. Желание, воля и разум потребуются и для достижения другой важнейшей цели - насыщения электротранспорта Саратова пассажирами. Для этого необходимо резко сократить, а где и вовсе убрать с троллейбусных и трамвайных маршрутов бесчисленные коммерческие автобусы (в народе их давно уже называют «самосвалами для сбора денег») и «ГАЗели». Увы, но пока отцы города действуют в совершенно обратном направлении.

* * *
И еще... Любопытно, но в начале того самого судьбоносного думского заседания повышение цен на проезд в горэлектротранспорте вызвало резкую критику всех городских депутатов. Критику яростную. До перерыва, который был объявлен, чтобы подкормить народных избранников. И действительно, после перерыва ни критики, ни ярости. И все высказались «за» повышение. Кроме Татьяны Никоновой и шести депутатов-коммунистов - Афанасьева, Турунтаева, Гришанцова, Сафьянова, Карасева, Бейлина. Вот что значит голосовать на сытый желудок.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи