RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
РИММА БЕЛЯКОВА: «ТЕАТРОМ НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ С ПОТУХШИМИ ГЛАЗАМИ...»
01 февраля 2007, 16:44
Автор: Елена БАЛАЯН
Комментарии: 1

Для коллег по цеху Римма Ивановна всегда была примером для подражания. Энергичная и подтянутая, она совсем не похожа на человека, которому вот-вот исполнится 70 лет. Ее рабочий график и сейчас расписан по минутам. Как Гай Юлий Цезарь, она занимается сразу несколькими вещами: ставит со студентами «Женитьбу Бальзаминова», репетирует в новом спектакле «Валентинов день» и готовится к своему юбилейному вечеру, который пройдет 4 февраля в ТЮЗе.
Мы встретились с Риммой Ивановной накануне этого знаменательного события, и вот что она нам рассказала.

Секрет ее молодости

- Римма Ивановна, для начала поделитесь секретом, как вам при вашей занятости удается так хорошо выглядеть?
- Думаю, все дело в душевном настрое. Театр - это вещь, которой нельзя заниматься с потухшими глазами, иначе он теряет всякий смысл. Кроме того, у меня же молодые ребята и девушки, и я не могу себе позволить прийти к ним в раздрызганном состоянии. Знаете как бывает: приходит учительница в класс, плохо одетая, непричесанная, и думает, мол, ну ладно, я уже старая, что мне до того, как я выгляжу...
Я так не могу. Мне до сих пор хочется нравиться, хочется, чтобы от меня пахло хорошими духами. Я всегда говорю, что между студентами и педагогом должен быть роман - в том смысле, что я должна быть им интересна - и внутренне, и внешне. Разумеется, иногда я устаю, и у меня, как у всех нормальных людей, тоже бывают спады. Но я не могу нести свое плохое настроение на факультет. Я просто обязана оставлять его за порогом и продолжать куражиться и даже иногда хулиганить.
- Вы сказали «хулиганить». А в чем оно обычно проявляется, это ваше хулиганство?
- Обычно я хулиганю на сцене, но и в жизни тоже могу быть хулиганкой, правда, в кругу очень близких людей. Могу подшутить над кем-то, выкинуть что-нибудь эдакое. Могу анекдот рассказать, песенку спеть, какие-то частушки задорные. А сейчас у меня и роль такая - в спектакле «Валентинов день» я играю женщину по имени Катька, которая пьет, ругается и поет приблатненным голосом с хрипотцой. И мне надо понять эту женщину, вжиться в ее образ.
Когда мы только начинали репетировать, мне сразу стали вспоминаться какие-то женщины из детства, которые жили рядом с нами, как они пели русские частушки с матом, со всеми делами. Мои бабушка и мама тоже были шутницы, тоже пели частушки, нет, не матерные, обычные! Знали множество русских пословиц и при случае всегда могли ими щегольнуть. У меня этот опыт тоже есть, я и сейчас могу про любовь целую серию частушек спеть. Мой сын Денис Банников пошел по той же части. Сейчас он в Москве, работает режиссером-постановщиком в «Фитиле» (юмористический тележурнал, выходит по воскресеньям на канале «Россия». - Авт.). Так вот ему весь этот фольклор очень даже пригодился. Иногда во время репетиции как выдаст какую-нибудь пословицу или шутку. Его коллеги-телевизионщики удивляются: «Господи, Денис, откуда ты все это знаешь?!» А вот от бабушки и знает!
- А как Денис попал в Москву?
- Он закончил ГИТИС, режиссерский факультет. Поначалу Денис хотел поступать к нам - в 1983 году мы с Георгием Петровичем (Банниковым. - Авт.) как раз набирали первый институтский курс. Но мы ему сказали: никаких поблажек и блата. Это ни к чему не приводит. Хочешь быть артистом, езжай в Москву. Пусть тебя там проверят. Есть что-то, значит, будешь учиться, нет - займешься чем-то другим, но у нас ты учиться не будешь.
И он поехал и поступил. Оказалось, что у него действительно есть дар.
На 4 курсе Денис поработал у Райкина, потом - в театре имени Гоголя. Затем попал к режиссеру Малкину, снялся в трехсерийном фильме «Круг». После этого неожиданно увлекся телевидением и ушел из театра. Делал «Ночное время» с Дибровым, «Караоке по-русски», «Золотой ключ» до сих пор режиссирует. Год назад Угольников пригласил его на «Фитиль», где он сейчас и работает. Снимает сюжеты и иногда даже пишет сценарии.

Трудный выбор

- Я слышала, многие актрисы часто винят себя за то, что их дети росли за кулисами и не получили того внимания, которым родители обычно окружают нас в детстве. А вам знакомо такое чувство?
- Еще как знакомо. Театр - действительно жестокая вещь, которая требует, чтобы ей отдавались целиком. Возьмите Ермолову, Комиссаржевскую, Марлен Дитрих, других великих актрис и балерин. Они не имели детей, не имели семьи. Они всю свою жизнь отдавали искусству, а потом умирали одинокими, никому не нужными старухами...
Я не считаю себя великой актрисой, но и мне так хочется иногда бросить все и заняться только театром. Когда родился Денис, моя мама нам очень помогала на первых порах, потому что мы с Георгием много работали, вели репертуар. Тем не менее, я очень быстро поняла, что так нельзя, и мы сумели остаться с Денисом друзьями и как-то друг друга понимали.
Делить себя между домом и семьей трудно, весьма трудно. Как и между двумя спектаклями. И я прекрасно понимаю Виктора Рыжакова (ставит спектакль «Валентинов день». - Авт.), который ругает меня за мою несобранность. Он видит, что все мои мысли сейчас только о юбилее. Потому что приедет много друзей, подруг по студии МХТ, просто люди, которые не видели «Осеннюю сонату». И у меня огромная ответственность перед ними, и я думаю, как бы сыграть этот спектакль так, чтобы он не был актерский, чтобы люди не думали, что я вышла на сцену покрасоваться - смотрите, мол, какая я вся из себя замечательная. А так, чтобы зацепить людей проблемой, которая меня волнует, чем-то очень важным, что я поняла для себя в этой роли.
Кстати, у моей героини из «Осенней сонаты» тоже есть этот комплекс вины, поэтому я и согласилась ее играть.
- А внуки у вас есть?
- Внуку - его тоже зовут Денис! - 11 лет, он замечательный мальчишка, умненький, хорошо учится. Приедет с папой на юбилей. Но, видимо, внук у меня тоже будет один, как и сын. Если бы я не была актрисой, я, быть может, еще девочку родила. Но тут одно из двух: или рожать, или театр...

Любовь не с первого взгляда

- Вас с мужем называют одной из самых красивых театральных пар Саратова. Расскажите, как вы познакомились?
- Мы познакомились в Смоленске, в моем первом театре. Я приехала туда после школы-студии по назначению, а он уже работал в нем режиссером.
Нашим первым совместным спектаклем был «Дикарь» по Вольтеру. Потом были другие спектакли, и как-то так получилось, что мы все время были вместе. Потом начали еще и вместе преподавать.
- Значит, это не была любовь с первого взгляда?
- Отнюдь. Прежде чем сделать предложение, Георгий Петрович достаточно долго и красиво ухаживал за мной.
- А почему не с первого? Говорят, в молодости Банников был немыслимым красавцем. Неужели его чары оставили вас равнодушной?
- Георгий Петрович действительно был красавцем, и у него было много поклонниц, которые страстно влюблялись в него, писали ему письма и т.д. Наши же отношения не были похожи на страсть, скорее это было такое долгое органичное врастание друг в друга, которое растянулось в итоге на 40 с лишним лет...
- И вы никогда не ревновали супруга, не устраивали ему семейных сцен?
- Я думаю, что ни одна женщина, если только ее муж интересный и яркий мужчина, не может сказать: он никогда мне не изменял, одну меня всю жизнь любил. Я хочу так думать, но говорить на сто процентов - мне кажется, это слишком. Конечно же, поводы для ревности были. Но я всегда считала, что у мужчины должна быть некая свобода. Он не должен чувствовать, что его постоянно держат на коротком поводке, иначе это вызовет агрессию. Мой супружеский «поводок» всегда был достаточно длинный. Приходя в компанию, мы никогда не сюсюкались - смотрите, мол, как мы друг друга любим. Мужу были интересны одни люди, мне другие. Он танцевал с другими женщинами, я - с другими мужчинами. Он давал мне свободу, я - ему. При этом мы верили, что в чем-то большом и главном мы никогда не предадим друг друга.
- Римма Ивановна, давайте поговорим о ваших студентах. Как вам кажется, за последние годы молодые люди и девушки сильно изменились?
- Да. Они больше хотят брать, чем давать, причем брать раньше и быстрее, чем это предполагает рост души. И это неудивительно, поскольку они выросли в среде, где деньги имеют гораздо большее значение, чем мастерство и профессионализм. Раньше мы жили кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже, но в целом почти одинаково. Сейчас между людьми образовалась огромная разница, и дети, видя излишества, которые есть у богатых, думают - а почему и я не могу иметь то же самое?
Недавно мне позвонила Юля Зимина, моя бывшая ученица, которая сыграла Кармелиту (в одноименном сериале. - Авт.), и рассказала, что ее пригласили в очередной сериал. Я говорю ей: Юлечка, это все, конечно, хорошо, но если ты будешь нырять из сериала в сериал, ты как актриса закончишься. Подумай, ну что ты делаешь в этих двухстах сериях. Это же сплошная манная каша и больше ничего. Цепляйся поскорей за театр, там тебе не дадут повторяться. А она мне: Римма Ивановна, я бы с радостью, но как тогда за квартиру платить?
Потом через какое-то время позвонила снова и сказала, что известный актер Валерий Баринов пригласил ее в какой-то очень хороший театральный проект, с хорошими артистами, и я очень за нее рада.
- А бывает, что вы кричите на студентов? Только честно...
- Вы знаете, бывает. Потом прихожу домой и думаю: это слабость, не надо было этого делать. Вообще по натуре я очень терпеливый человек и долго бываю адвокатом того, кто делает мне плохо. Я пытаюсь понять этого человека, встать на его позицию. Иногда человек понимает это и через какое-то время отплачивает мне добром. А бывает и наоборот. В таких случаях я не хамлю, не грублю, я просто отрезаю от себя этого человека, и все...
- Если переиграть жизнь заново, что бы вы изменили, от каких ошибок отказались?
- Да от многих. Были какие-то личные и творческие промахи, было разочарование, предательство, в том числе и со стороны учеников. Иногда мне кажется, что слишком много сил отдано каким-то ненужным вещам, из которых все равно ничего бы не вышло. Были какие-то шансы остаться в Москве, которые я, быть может, так и не использовала.
А с другой стороны, почему надо думать, что именно в Москве у меня бы все сложилось? А может, не сложилось, может, я больше потеряла бы, чем приобрела? Все-таки у каждого человека своя судьба. Моя судьба сложилась так, как сложилась. И мне это нравится.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи