RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 353 от 5 декабря 2017 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Люблю как душу, трясу как «Грушу»
13 июля 2006, 17:13
Автор: Олег ШИРОКИЙ

НОСТАЛЬГИЯ
ПО НАСТОЯЩЕМУ

Часто слышу от друзей-ровесников, а особенно от поколения «шестидесятников», назидательные охи-вздохи: мол, «Грушинка» уже не та. Раздавила ее как нежный цветок беспощадная стопа «попсы». Но так ли это?
В годы СССР тоже были в ходу разговоры о том, что «официальная «Груша» не отражает чаяния настоящих эстетов авторской песни. А вот неформальное общение и песни у костра - это совсем другое дело. Была в этих разговорах и обида, что «не тебя» выбрало жюри (если тебя, то оно сразу справедливое). Было и простое непонимание того, что любое выступление для большой аудитории имеет свои законы. И один из них - яркость, внятность образов, некоторая нарочитость музыки и простота текстов. Если честно, то и в «золотой» век фестиваля «сценичные» Никитины, Берковский и Городницкий вытесняли с главной сцены камерников.
Да нет: эта линия никуда не исчезала. Вот разве что гитарное мастерство растет и шоу-эффекты профессиональнее используются участниками. На авторскую составляющую это влияет далеко не худшим образом, а Виктор Третьяков, например, вполне сопоставим с Городницким по части уровня текстов. Ничем не хуже, но и, пожалуй, не лучше.
До последнего времени Саратов на этом поле представлял Сергей Назин, сочетавший в себе талант актера, поэта и музыканта, и не певший, а именно исполнявший очень самобытные стихи под гитару-профи. Пользуюсь случаем, чтобы почтить его память, а вот полноценной замены Назину в нашем городе... пока не видно.
Можно сказать и так: «главная сцена» превратилась в стабильный скрепляющий стержень. Однако устроители альтернативных движений все так же не жалеют черных красок для «Груши». При этом они забывают - именно она помогла многим из них отпочковаться и окрепнуть. Само их наличие в природе показывает, что это дерево не мертвое, но отбрасывает отростки.

ПРО ГОРДЫЕ
ОТРОСТКИ

Легендарный «Второй канал», провозгласивший своей основной базой не «Грушу», а Серпухов под Москвой, тем не менее, очень даже присутствует и на традиционном месте. Молодое поколение, выросшее из камерных костровых посиделок, осваивает новые площадки, уже вполне оборудованные аппаратурой. Оно ярко выступает, гордясь и выпячивая возросший уровень игры на гитаре, используя оркестровку и новые стильные «штучки». Если говорить честно, на этом «бездуховном» пути они уже давно превзошли ветеранов. Кстати, все эти ребята честно гордятся, когда «центральная гитара» позволяет им пробиться в лауреаты, а поражения их не расстраивают: подумаешь, попса!
Так или иначе, ситуация конкуренции благотворно отражается на общем уровне. Творческое объединение «32 августа», например, переживает форменную фазу подъема, эстетического единства и командной спайки. В этот раз, отыграв концерты на своей, уже весьма «навороченной» площадке, они устроили выступление «для приглашенных и своих», куда посторонних не пускали. Это вызвало некоторую обиду у отвергнутых «бродяг старой закалки», считающих, что законы «Груши» предполагают свободно ходить от костра к костру. И это притом, что уже никто не обижается, когда случайный народ не пускают в «гостевой лагерь», где расположились ветераны и где тоже, не переставая, звучит музыка.
Честно говоря, хочется от всей души поздравить ребят из «тридцать второго» с ситуацией, когда они уже могут приглашать и отказывать, а не навязчиво зазывать.
Вообще каждое новое «дочернее объединение», если дела идут успешно, переживает одну и ту же эволюцию - от девиза «Возьмемся за руки, друзья» до здорового профессионального снобизма. Есть и «свободные атомы», кочующие от площадки к площадке, и живущие с этой ситуацией в симбиозе. И себя показать не вредно, и той или иной площадке рекламу сделать качеством своей работы. Многие из таких в основном конкурсном прослушивании презрительно не участвуют. Не могу не упомянуть в этой связи Юлю Шелест и Вячеслава Захарова (группа «Марьяж-декорации») из Петербурга и бывших саратовцев Муромцевых (группа «Редкая птица»).
Результат для зрителей - есть из чего выбрать, для участников - есть куда прибиться. Итак, система усложняется.

ПРО ХИТРЫЕ
ПРИВИВКИ

Все это я говорил о, так сказать, «природной» ситуации... Но, к сожалению, к ней примешивается и нечто тревожное - звонкая монета... Я имею в виду, конечно же, незаконный бизнес авторов-исполнителей по продаже дисков и сопутствующие ему мероприятия.
Но есть и кое-что еще: интересы чистого бизнеса. Например, некая фирма «Экспедиция» выкупила одну из площадок и эксплуатирует ее по своему усмотрению. А выступает на ней кто угодно по их выбору: пока еще и барды тоже. Такое развитие событий вовсе не вытекает из природной логики развития «Грушинки», и я не понимаю, что мешает выкупить у «комитета по устроительству фестиваля» все площадки целиком и распоряжаться ими по знакомой логике - «бабло любым путем»? Пока еще мешает закон, запрещающий покупку земель у больших рек и морей. Однако некая тольяттинская фирма «Мета» намеревается выкупить всю «Грушу» вкупе с ее плодами, несмотря на данный закон, и впускать народ на территорию за сто рублей через турникет и т.д.

БИБЛЕЙСКАЯ
СИМВОЛИКА

Конечно, можно утешаться тем, что «будет меньше мусора и больше комфорта». Но для кого? Ведь совсем не факт, что использование этой территории как места для фестиваля - самое выгодное из возможных. Не превратятся ли остатки бардов в музыкальный фон для отпускной «оттяжки» толстосумов?
Символично и то, что у «Груши» - возраст Христа (33 года). Значит ли этот юбилей, что фестиваль будет «распят»? Или все же то, что он воскреснет?

Последние выпуски
№ 353 от 5 декабря 2017 г.
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи