RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
КАК ПРИРУЧИТЬ ЗВЕЗДУ ИЛИ ФАБРИКА ГРЕЗ ПО-САРАТОВСКИ
25 января 2007, 17:16
Автор: Елена Балаян

Раки решают все!

Любой мало-мальски опытный продюсер знает: от того, как встретишь артиста, какое настроение ему создашь, будет зависеть не только твоя собственная репутация, но и успех всего концерта. «Если ты хороший импресарио, ты просто обязан сделать так, чтобы артисту было максимально комфортно выступать в твоем городе, - говорит директор концертного агентства «Аншлаг-94» Юлия Шестюк. - Для нас выполнять все до одного условия артиста - всегда было делом чести. Даже если это какое-то особенно условие, нехарактерное для других артистов, мы все равно стараемся его выполнить. Когда мы привозили Филиппа Киркорова, его директор предупредил нас о том, что у Филиппа очень длинные ноги - настолько, что он даже не помещается в машину. А поскольку дело было в середине девяностых, и длинных авто типа «лимузин» в Саратове еще не было, мы специально снимали переднее сиденье в машине, чтобы Филипп мог спокойно в нее сесть. Еще мы угощали Филиппа его любимым сырным салатом с большим количеством майонеза. Звук и свет у него - самый дорогой во всем нашем шоу-бизнесе, и он всегда возит его с собой.
Свое особенное условие было и у Михаила Шуфутинского - он требовал, чтобы мы купили ему два авиабилета, на два места, потому что когда певец приезжал к нам, он еще был довольно полным человеком, и одного места в самолете ему не хватало. Похожая история была и с «Виртуозами Москвы». Для них мы тоже брали билеты на два места, одно место - для музыканта, другое - для его виолончели или скрипки. Инструменты у виртуозов неимоверно дорогие: если скрипка, то обязательно Страдивари, и хранили они их как зеницу ока...»
У Сергея Безрукова тоже есть свои маленькие слабости. Актер едва сходит с самолета, сразу начинает просить раков. А певица Валерия обожает, когда организаторы приносят ей в гримерку коробочку-другую ее любимых конфет «Рафаэлло». Очень высокие требования к приему у Михаила Задорнова. Он не живет в гостиницах, ему куда комфортнее в загородном особняке с двумя бассейнами, теплым и холодным, сауной и массажистками. Из всех видов массажа известный юморист предпочитает тайский. «А еще Михаил Николаевич большой поклонник здоровой пищи, - продолжает директор «Аншлага-94». - В его гастрольном багаже всегда целый короб замороженных овощей, ягод, обязательно черный неочищенный рис и коричневый сахар. Питание у Задорнова только раздельное, он может заварить себе полстакана гречки и полчаса ее смаковать. Мы принимали Михаила Николаевича в одном из элитных загородных особняков, возили в лучшую в Саратове баню, к нашему любимому и знаменитому на весь город парильщику Володе. Все наши звезды от Володи без ума. Особенно он нравится «Новым русским бабкам». Однажды они сказали ему: «Володя, теперь мы будем ездить в Саратов только из-за тебя!»
Задорнову наша банька тоже очень понравилась. Под голову Михаилу Николаевичу Володя положил березовый веник, а дубовыми так отходил! Из парной Задорнов выбегал прямо в сугроб, визжа от восторга. Потом мы зажгли свечи и все вместе пили чай с медом и травами, а довольный Михаил Николаевич читал нам свои новые произведения, а мы их завороженно слушали...
При всей своей щепетильности Задорнов отнюдь не сноб. Когда все обеспечено, это просто паинька, чудо, а не человек. Когда я привезла ему в Москву его любимую конскую колбасу «казы», которую специально для него сделал мой друг Эльдар, директор ночного клуба «Найт-флайт», он радовался как ребенок. А как он смешил меня, когда я возила его по нашим саратовским дорогам. Когда нас останавливали гаишники, Задорнов говорил: «Юлька, сиди, я тебя сейчас спасу». Потом выходил и говорил: «Здравствуйте, я - Задорнов». «Вы - живой Задорнов? - удивлялись гаишники. - Тогда расскажите нам что-то интересное...» Задорнов рассказывал им какой-нибудь анекдот, они смеялись, а мы ехали дальше...»

«Мечты сбываются и не сбываются...»

Угодить звезде со стажем бывает не так-то просто. К примеру, о том же Филиппе Киркорове многие «концертмейстеры» говорят как о человеке с колоссальными капризами. Как рассказали нам в одном из саратовских концертных агентств, имевших дело с Киркоровым, рядом с ним всегда суетится неимоверная толпа менеджеров, стилистов, визажистов, создающих вокруг певца какой-то нездоровый ореол величия. Такая же слава ходит и о Юрии Антонове. В концертных кругах его называют крайне конфликтным и нервозным человеком. «Сказками, ласками, анекдотами, всем, чем хочешь, мы уговаривали его к нам приехать, - рассказывает сотрудник одной саратовской концертной фирмы, попросивший не называть его имя. - «Юра, мы тебя угостим, у нас Волга, у нас рыба...» - «А девчонки будут?» - «Будут, Юра, будут...» - «А баня?» - «И баня...»
- Однажды мы делали Антонову концерт на одном крупном предприятии, не саратовском, и там был такой неприятный инцидент. Певец приехал чуть свет и был сильно не в духе - артисты терпеть не могут приезжать по утрам, не хочется им, звездам, выглядеть помятыми и неухоженными. Замгендиректора этого комбината, крутейший, кстати, мужик, вышел его встречать с букетом цветов. А он возьми да и брось ему эти цветы в лицо. Заместитель побелел, но промолчал. В общем, был тихий ужас. Зато после концерта этот заместитель простил Антонову все и снова готов был дарить ему цветы - настолько он хорошо выступил...»
У звездного мальчика Максима Галкина свои взгляды на комфорт. Он любит пятизвездочные отели, и останавливаться в любых других считает ниже своего достоинства. «Однажды я возила Максима на гастроли в Самару, где он жил в роскошном пятизвездочном отеле, - рассказывает Юлия Шестюк. - Но и в нашей «Словакии», куда мы возим почти всех артистов, тоже все очень достойно. Мы собирались поселить Галкина в номере, который специально готовился на случай приезда в Саратов президента. Он представляет собой 4-комнатные апартаменты с сауной, со своей индивидуальной подводкой воды. Однако висящие у входа в гостиницу три звезды Максима смутили. Я говорю: «Макс, ты знаешь, вообще-то в этом номере жила сама Пугачева». А он мне: «Юль, это только потому, что я тебя так люблю. За три звезды я бы от любого организатора убежал...»
У каждого гастролера есть свой райдер - так на языке шоу-бизнеса называется список технических и бытовых требований, которые артист выдвигает организаторам. Невыполнение хотя бы одного условия чревато для принимающей стороны серьезными неприятностями и даже штрафами.
Так, к примеру, каждые 15 минут задержки ленкомовских спектаклей обходятся организаторам в 100 долларов. Штрафы могут начисляться также за плохо организованный звук и свет или не вовремя выплаченный гонорар.
«Допустим, в райдере оговорено, что вся рекламная кампания должна проводиться только на их материале. Никаких программок местного производства, никаких афишек быть не должно, - рассказывает директор концертного агентства «Премьера» Татьяна Никонова, которая тоже много лет специализируется на звездном «извозе». - Если директор артиста или еще кто-нибудь из его группы приедет и увидит на столбе не свою афишу, скандал может быть страшный...»
Требования, которые артисты предъявляют к организаторам, по большей части стандартные и касаются как условий проживания, так и самого концерта. Но иногда у гастролеров случаются завихрения, и они включают в свой райдер довольно экзотические пункты. Так, у лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова обязательным условием его гастрольного приема было наличие бутылки виски. Этот благородный напиток должен был сопровождать гуру русского рока повсюду - в ресторане, гостиничном номере, гримерке. Организаторы это требование выполнили и потом долго удивлялись тому, как у БГ при его неумеренном потреблении спиртных напитков еще хватило сил отыграть двухчасовой концерт.
Неофициальным пунктом гастрольного графика считается досуг. «Пристрастия тут у каждого свои, - развивает тему Татьяна Никонова. - Константин Райкин бегает по книжным магазинам, Евгения Симонова отправляется в театр. Любовь Полищук очень любила ходить по антикварным магазинам. Такое же хобби у Татьяны Васильевой и Бориса Щербакова. Мы нашли в Саратове одного мужчину, который живет в коммунальной квартире, и вся эта квартира забита старыми вещами. Когда артисты приезжали, первым делом всегда спрашивали, а как там наш Иван Иваныч и можно ли к нему поехать. Мы ехали, и они покупали у него целую уйму вещей - стулья, самовары, часы, которые как-то по-особенному тикают, и прочую ерунду - и забивали ею почти всю свою театральную фуру. Точнее, половину фуры занимали декорации, а другую половину - антиквариат...»

«Хвалите меня, хвалите...»

У многих звезд обязательным условием райдера является проезд в бизнес-классе и проход через вип-зал. Это позволяет избежать встречи с поклонниками и всяких неприятных расспросов на тему «А с кем это ты вчера зажигал в ресторане?» или «А что это за красотка была с тобой на последнем «Золотом граммофоне?»
Сергей Маковецкий всегда проходит только через вип, потому что ненавидит, когда к нему пристают. В отличие от Геннадия Хазанова, который жить не может без поклонников. «Однажды у нас был такой случай: Хазанов ехал из Саратова в Волгоград, и мы его провожали на вокзал, - вспоминает Татьяна Никонова. - Идем по перрону, смотрим, стоят три бабки с клубникой, Хазанова не узнают. Он не может это пережить - подходит, начинает пробовать. Минуту пробует, другую - бабки ноль эмоций. Хазанов не уходит. Тут одна из них, наконец, кричит: «О, боже, это же Хазанов!» «Да, - говорит довольный Хазанов, - это я!» И только тогда ушел спокойный...»
«Вообще артисты как малые дет, жить не могут без постоянного внимания, заботы и даже похвалы, - улыбается Юлия Шестюк. - А в шоу-бизнесе ведь очень многое строится именно на личных отношениях. И если после концерта ты не зайдешь к артисту в гримерку и не скажешь, как все было божественно, гениально и грандиозно, он будет плакать как ребенок! Взять, к примеру, Елену Образцову. Казалось бы, уж на что признанная артистка, и та после концерта несколько раз подбегала ко мне в волнении, чтобы узнать, хорошо ли она выступила и что говорят о ней зрители. Не знаю кого как, а лично меня такие переживания трогают. Ведь каждый артист в первую очередь человек, и ему просто необходимо каждый день убеждаться в том, что его талант действительно нужен людям, что его не забыли, не разлюбили. Поэтому я всегда стараюсь подбодрить артиста, сказать ему хорошие слова, заверить его в том, что он самый-самый и другого такого нет во всем свете. Обычно артисты чувствуют, что я говорю это искренне, и отвечают взаимностью...»

Странное понятие

Вообще, понятие «саратовский шоу-бизнес» само по себе довольно странное. Все, кто имеет к нему хоть какое-то отношение, утверждают, что более дикого и рискового бизнеса в Саратове не найти. Главный риск заключается в том, что никто из представителей шоу-бизнеса, приезжающих на гастроли в Саратов, да и в любой другой город нашей необъятной страны, не хочет подписывать с организаторами никаких договоров. Особенно это касается мега-звезд, чьи гонорары могут доходить до 30 тысяч евро. Именно столько просят за свои концерты Филипп Киркоров и Дима Билан. Очень высоко себя ценит Жанна Фриске - за 40 минут выступления «под фанеру» певица просит 25 тысяч евро. У группы «Тату» гонорар за один концерт составляет 80 тысяч долларов.
Ни для кого не секрет, что все эти гигантские суммы звезды шоу-биза получают наличными из рук организаторов, а вовсе не через банк, как это положено по закону (говорят, что из всей «эстрадной» когорты по безналу работает только София Ротару). Все остальные артисты предпочитают не светить свою честно заработанную копейку и не делиться ею с вездесущей налоговой службой. Все отношения артистов с провинциальными импресарио держатся исключительно на честном слове. Когда артист получает от организатора предоплату за свой концерт, максимум, что он может дать взамен - это расписку, которая даже не заверяется у нотариуса. По сути, это филькина грамота, и если артист возьмет предоплату, а потом неожиданно передумает давать концерт, доказать что-либо суду будет довольно проблематично. К счастью, в шоу-бизнесе «кидать друг друга на бабки» не принято, поскольку это одна большая тусовка, где все друг друга знают.
По словам Юлии Шестюк, особенно трудно приходится новичкам. Личных связей у них еще нет, поэтому связываются они не напрямую с артистами, а с какими-то левыми людьми, которые впоследствии зачастую пропадают.
В концертной практике самой Юлии таких случаев не было ни разу, за исключением одного, и связано это было с бывшим продюсером Валерии Александром Шульгиным. «Было время, когда конверты с предоплатой мы отправляли с проводником поезда. Это был наш, проверенный человек, на которого мы всегда могли положиться. Однажды нам нужно было отправить предоплату Александру Шульгину - за концерт Валерии, который он помогал нам организовать. Деньги, как всегда, вручили проводнику, с тем чтобы он передал их Шульгину. Через какое-то время звонит Шульгин и говорит, что никаких денег не получал. Мы к проводнику. Тот клянется и божится, что все отдал. Потом выяснилось, что конверт с деньгами забрали шульгинские администраторы, решив таким образом погасить его долг перед ними. Потому что Шульгин, как нам потом рассказали, не рассчитывался не только со своими подчиненными, но даже с самой Валерией. Мы долго пытались заверить Шульгина, что деньги были переданы, но все без толку. В итоге все закончилось тем, что нам пришлось вносить предоплату повторно...»

Через тернии к звездам

Впрочем, далеко не все риски связаны с деньгами. Элементарное разрешение на концерт - и то дается антрепренерам с трудом. Для этого им приходится пройти через все круги чиновничьего ада - от пожарников до УВД и МЧС. Да еще и отстегнуть каждому из этих ведомств по партии-другой халявных билетиков. И не на четвертый ярус балкона, а непременно в партер.
Порочная практика вымогания с концертных агентств дармовых билетов в Саратове существует давно. Идея о том, что помянутые агентства просто обязаны их спонсировать, настолько укоренилась в головах наших чиновников (и минкульт здесь, кстати, не исключение), что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Самих «концертмейстеров» эта особенность чиновничьего менталитета угнетает несказанно. Но поделать они ничего не могут. Алгоритм, по которому власть предержащие выстраивают с ними свои отношения, прост: нет билета - нет подписи. Концертным агентствам приходится играть на таких условиях. Им легче пуститься в расходы, чем убивать время в чиновничьих приемных.
Кстати, ничего подобного нет ни в одном городе России. В той же Москве любой организатор может просто прийти в театр или на другую площадку, заключить договор с директором, оплатить аренду зала и начать продавать билеты. У нас в Саратове все наоборот: сначала ты бегаешь по инстанциям, и лишь потом тебе разрешают вести рекламную кампанию и продавать билеты. В итоге времени не остается ни на рекламу, ни на продажу билетов, ни на другие организационные моменты, что в конечном итоге сказывается на качестве концерта, а значит, и на зрителях.
Однако на пожарниках с эмчеэсниками проблемы не кончаются. Есть еще в нашем законе и такое понятие, как авторские отчисления. С каждого спектакля или концерта агентство обязано перечислить в российскую Ассоциацию авторских прав 5% от валового сбора. В целом сумма авторских отчислений с одного только спектакля может измеряться десятками тысяч рублей. Какая доля этих средств действительно попадает авторам, остается только гадать...
Но и это еще не все. Когда подписи собраны, в дело включается минкульт.
Когда-то здесь был создан координационный совет, которому вменялось в обязанности регулировать деятельность концертных агентств, расплодившихся в конце 90-х в большом количестве. Цели у совета изначально были самые благие - регулировать концертную деятельность, следить за тем, насколько добросовестно работают фирмы, платят ли они налоги, каких артистов привозят и т.п. Сегодня эти функции утеряны. Минкульт давно уже не контролирует ни гастрольную политику агентств, ни то, насколько профессионально они работают. При этом сам совет формально по-прежнему продолжает существовать, делая и без того внушительную бюрократическую цепочку еще длиннее и запутаннее.
В местном шоу-бизнесе ходит поговорка, что человек, который провел концерт в Саратове, может провести его хоть на Луне, хоть на Марсе. Впрочем, нынешние трудности шоу-бизнесменов ничто в сравнении с теми, что возникали у них в далекие девяностые. Тогда шоу-бизнес в Саратове только вставал на ноги и принимал подчас еще более дикие формы, чем теперь. Были фирмы-«кидалы», которые активно стригли купоны с доверчивых граждан, желающих попасть на концерт какой-нибудь заморской знаменитости.
Схема была простая. По городу развешивались объявления о том, что в Саратов едет, к примеру, «Эйс оф бэйс». Саратовцы, ни одной звезды мирового уровня ни разу даже в глаза не видевшие, тут же кидались покупать билеты. Когда заветный день наступал, организаторы неожиданно объявляли, что концерт переносится. Месяца через два концерт снова переносился, а потом просто отменялся. Прикарманив уйму денег, антрепренеры залегали на дно, а через некоторое время появлялись вновь и устраивали горожанам новый «концерт». По слухам, иногда этих ребят догоняли бандиты и сворачивали им головы. В отличие от милиции, которая в такие дела просто не вмешивалась.

Проблемы с «иномарками»

По мнению саратовских антрепренеров, привезти в наш город настоящую звезду мирового уровня можно только в том случае, если у тебя есть солидные спонсоры. Иначе ты рискуешь остаться не только без прибыли, но и вообще без штанов. Организаторы концерта Ванессы Мэй, посетившей наш славный город в 2000 году и запросившей за это гигантский гонорар, без штанов не остались лишь благодаря спонсорской помощи экс-губернатора Дмитрия Аяцкова. Эта помощь, однако, не помешала организаторам опозориться по полной программе. Решив, что за 5 тысяч целковых народ не то что пойдет, побежит слушать знаменитую скрипачку, ванессовы организаторы глубоко ошиблись - билеты распродавались из рук вон плохо. Чтобы хоть как-то заполнить площадку, по городу пустили машину-громкоговоритель, которая ездила по улицам и приглашала всех женщин бесплатно посетить концерт Ванессы Мэй, благо выступала она 8 марта. Но и это не помогло - в день концерта Ледовый дворец спорта оказался полупустой.
Саратовские фирмы, которые понимают все преимущества «звездного» пиара, можно пересчитать по пальцам. Убедить остальных проспонсировать концерт звезды, пусть самого высокого уровня, так же трудно, как сдвинуть с места гору.
Есть и иные причины, по которым никто из саратовских шоу-бизнесменов не берется сегодня везти в Саратов заморских звезд. Хотя последним, говорят профессионалы, совершенно «по барабану» куда ехать, лишь бы гонорар и условия приема были соответствующие. Но вот с условиями у нас как раз и беда. Речь не только о плохих гостиницах. Посмотрите на саратовские дороги, и вам сразу все станет ясно.
Хотя погореть можно не только на иностранной звезде, но и на нашей, отечественной. Особенно это касается артистов разговорного жанра, спрос на которых сейчас резко упал. Есть звезды на все времена, билеты на которых распродаются всегда - это София Ротару, Валерий Леонтьев, Александр Розенбаум и некоторые другие ретро-артисты. Что касается успеха остальных, то просчитать здесь что-либо очень сложно. Люди знающие говорят, что на продаваемость билетов влияет не только число появлений артиста в эфире или зрелищность его клипов, но и события его личной жизни - разводы, женитьбы, рождение детей и т.п. На Наташу Королеву и Игоря Николаева, к примеру, народ всегда ходил с удовольствием до тех пор, пока они были вместе. Но когда артисты решили развестись, зрители, словно сговорившись, перестали покупать билеты именно на Наташу. Ее концерт в Саратове едва не провалился, зато на «униженного и оскорбленного» Николаева народ пошел валом.
Если говорить о театральной антрепризе, то здесь тоже очевиден определенный спад. Уговорить артиста сыграть в таком проекте продюсерам с каждым годом становится все сложнее. Гонорары, которые актеры получают в антрепризе - в среднем 300 долларов, несопоставимо ниже тех, что платят за съемки в сериалах. Любому артисту выгоднее отработать неделю-другую на съемочной площадке и стать популярным, чем нарабатывать эту популярность поездками по всей стране. В целом механизм у антрепризы такой: чем хуже спектакль, чем меньше в нем декораций, тем больше прибыль, которую он в итоге приносит.
Но антреприза изначально чисто коммерческий проект. А вот то, что полноценные театральные гастроли стали редкостью, и впрямь факт, достойный сожаления. И дело тут вовсе не в потере зрительского интереса, а в дороговизне самих проектов.
И все же саратовские организаторы делают все возможное, чтобы такие гастроли в Саратове были. Так, уже будущей весной саратовцев ждет встреча со звездами легендарного Театра Сатиры - Державиным, Ширвиндтом, другими замечательными артистами, театра «Ленком», а также премьера нашумевшего спектакля «Фигаро» с Евгением Мироновым и много-много чего еще. А значит, саратовский шоу-бизнес жив. И будет жить еще долго.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи