RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
СТАРУШКА-ЛАМЕРУШКА ПОКАЖЕТ ФИФУ
19 января 2007, 11:36
Автор: Вопросы задавала Ольга Клюкина

- Фифа - это что? Не намек ли на фигу?
- Попрошу ни с чем другим не путать, в том числе с какой-то федерацией футбола. Фифа переводится, как «флэш интернет фауна абгрейд», что-то в этом роде. Впрочем, этот персонаж мне известен еще с незапамятных времен, когда я делала своих фантастических зверушек, типа волчайников. Но в последние годы появилась новая флора и фауна - компьютерная, и с этим явлением я пытаюсь разобраться примерно с 2004 года. Была даже домашняя выставка под названием «Чайник в сети», с которой потом пошло-поехало...
- Может быть, стоит все-таки начать с самого-самого начала, то есть - с замысла?
- Как-то услышала я разговор двух парнишек-программистов и вдруг с удивлением обнаружила, что ни слова не понимаю! Всякие юзеры, ламеры... В общем, вдруг осознала, что мой словарный запас приказал долго и счастливо жить. Пришлось попросить своих знакомых, кто помоложе, составить мне что-то вроде краткого словарика. Они сильно удивились: «Ой, вам это разве интересно, Людмила Борисовна?» Еще бы! Все-таки когда-то это был наш великий, могучий, русский... И мне вдруг представился некий виртуальный мир, где живут неведомые существа, у которых есть свой язык, строгая классификация видов, свои законы и система ценностей.
- Несведущему человеку не так-то легко туда проникнуть.
- Это уж точно! Во-первых, я столкнулась с тем, что плохо разбираюсь в системе Линнея, который когда-то сумел классифицировать весь животный мир от простейших до самых сложных организмов. Пришлось обложиться книгами, а там везде такие смешные названия! Земноводные дискоязычные, однодышащие и кого только нет... Постепенно у меня стала складываться классификация и моих лоскутных героев, например, тип - интерфейсовые, отряд - юзероядные, семейство - сисадминовые и так далее. И вирусы у них тоже свои - беспределус, охломонус, хакерус, оглоедус... Вот, например, панно, представляющее коллективно-негативный портрет юзеров...
- Неужели тоже удалось создать систему наподобие линнеевской?
- Пока еще нет, но процесс идет. На это очень много времени требуется, на классификацию...
- А можно задать детский вопрос: зачем?
- А вы посмотрите, что у нас творится с русским языком! Мы уже сами не замечаем, что за последние годы стали говорить на «англофене». Сплошные маркетинги, бутики, драйвы, орбиты, брифинги... Можно подумать, у нас для всего этого своих слов не хватает! Я не спорю - хороший английский язык. Но наш разве хуже? Куда более звучный, гибкий, великий. «Фифа» - это моя попытка лишний раз привлечь внимание к этой проблеме.
- Получается, что проект «Фифа» неслучайно будет показан народу в начале года, объявленного годом развития русского языка?
- Можете считать это моим посильным вкладом. Если повезет, я свой проект попробую показать в Литературном музее в Москве и еще где-нибудь. Хотелось бы использовать на полную катушку все, что я умею! Я ведь могу и гобелены плести, и кукол делать, и много чего еще. Дайте художнику хотя бы месяц свободного времени, и вы увидите, на что он способен! Но ведь не дают.
- А как вообще случилось, что Людмила Горожанина стала художницей?
- Ну, это от печки начинать надо. В прямом смысле. Родители говорят, я рисовать научилась раньше, чем говорить. Подползу к печке и внизу угольком - чик, чик, что-нибудь изображу... Бабушка поругается, печку забелит, а я снова подползаю. И шить я тоже начала рано, потому что росла в таком окружении, где иначе было невозможно. Когда я была маленькой, родители уехали на Камчатку, а меня оставили в Саратове у бабушки с дедушкой. Правда, дедушка был не родной, эмигрант с Западной Украины. Во время войны он потерял семью, у бабушки мужа тоже репрессировали, и они как-то познакомились, поженились... Так вот, наш Абрам Аронович (я не могла выговорить, и звала его «Абрарема») был классным, одним из лучших саратовских портных! К нему всегда стояла очередь, а дома только и было разговоров о заказчиках, костюмах, повсюду лежали лоскутки, тряпочки, обрезки... Дед крепко держал свою марку. Я сама наблюдала, как довольные заказчики примеряли костюмы и платья, а как только выходили за дверь, дед давал указания бабушке: здесь распороть, этот шов - убрать... Она чуть ли не в слезы: но ведь заказчик доволен, берет! Но дед - ни в какую: «Я же вижу, что здесь не так! А если спросят: кто шил? Перешивать!» А мне он так говорил: «Учись шить - человеком будешь. Я, вон, неграмотный, зато - известный портной».
- Так и получился известный «художник-портной» Мила Гор...
- Если бы сразу! Характер у меня всегда был трудный, упертый, поэтому я постоянно наступала на одни и те же грабли. Так и иду между граблями по жизни. За две недели до экзаменов бросила учиться, потом пришлось в вечерней школе доучиваться. Училась в саратовской художественной школе, но тоже год не дотянула. Поступила на филфак в СГУ и за год до окончания поняла, что это - не мое. По счастью, мне все же удалось поступить в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение керамики, и это были в моей жизни очень хорошие, светлые годы.
- А почему же керамикой не стали заниматься?
- Для того чтобы заниматься керамикой профессионально, хорошо бы жить в городе, где развито гончарное производство... Дома на коленке, если что-то путное и слепишь, так ведь потом обжигать надо. А делать что-то свое хотелось, и как-то незаметно я увлеклась гобеленами, начала делать аппликации из ткани. Впрочем, довольно долго я не относилась к своему рукоделию как к искусству. Но однажды ко мне в гости привели грузинскую певицу Манану Менабде, и она, глядя на табуретку, прикрытую какой-то моей «тряпочкой», удивленно воскликнула: «И ты на этом сидишь? Твои картины нужно в рамки и на стены вешать». Она так убедительно сказала свое «надо», что вскоре я устроила в Саратове свою первую выставку...
- Каждое открытие выставки Милы Гор - это феерическое действо, карнавал, чума, интеллектуальное хулиганство, в которое бывают вовлечены и зрители. Почему?
- Наверное, это своеобразный протест против занудства, которое обычно бывает во время открытия музейных выставок. Все - серьезные и важные, бубнят какие-то немыслимо заумные вещи, общие слова. Я такую демагогию с детства терпеть не могу! Не то, чтобы я какой-то шоу¬мен, нет... Просто мы с друзьями и дома стараемся придумать что-нибудь такое, чтобы не скучно было, и в музее тоже - только уже для всех.
- Про домашние аукционы у Милы Гор по городу ходят легенды...
- Да это каждый может сделать! Например, однажды я устроила «Раздачу слонов», когда нашла у себя дома кучу ненужных вещей и книг, которые наверняка кому-нибудь еще могут пригодиться. Не поверите, но из всей груды ненужным остался только старый чемодан! Еще мы как-то устраивали «Аукцион¬блин» моих работ. Причем, это не ругательство вовсе - мы на самом деле тогда блины пекли, угощались, и работы у меня тогда все были круглые... Ну, а соседям больше всего, наверное, запомнился «Шумовой гульбарий», когда мы в этой квартире новоселье отмечали: тут и в сковородки стучали, и трещотки, и целое шествие было... А идея тут какая? Чтобы тоска не заедала. Слишком мы тихо и скучно порой живем, придавленные бытовухой...
- А не обидно, если кто-то вслед пальцем у виска крутит?
- Мне это совершенно безразлично. По жизни, и особенно в юности, я была очень зажатым, закомплексованным человеком. Отвечать на экзамене для меня было пыткой. Но с какого-то момента, можно сказать, ближе к старости, мне это дело надоело... Честно говоря, мне теперь плевать, что обо мне говорят и как реагируют на мои «приколы». Как-то на одной выставке я предложила свой вариант названий саратовских «очагов культуры», например, «Музей Скраюведения», «Кинотеатр Полбеды», «Консерва имени Особенного» и всякие другие, так кто-то испугался, как бы люди от культуры всерьез не обиделись. А что, эти культурные люди разве никогда «Алисы в стране чудес» или книг Юрия Коваля не читали? Нет, не понимаю...
- Я слышала, Мила Гор не может даже простую прихваточку сделать похожей одна на другую. Многие говорят, что если бы такой талант, да поставить на коммерческий поток...
- Не будет потока. Я действительно физически не могу работать на заказ, даже саму себя не могу копировать. Да и не хочу. Слишком много я в каждую вещь вкладываю души, каких-то своих мыслей... Тут к Новому году пришлось свинок делать, и хотя все они в итоге разными получились, но я все равно чуть не захрюкала, так притомилась... А потом отвлеклась, сделала несколько деревьев в восточном духе, и сразу полегчало. Теперь вот к выставке готовиться надо. Кстати, там будет фейс-контроль, всем пора шить ЧЧ.
- А это еще что такое?
- Чумовые чепчики. Чем чумовее, тем лучше. Я тут уже несколько пресс-релизов набросала, один - на блатной фене, другой - в гламурном стиле, не знаю, какой музейное руководство утвердит. Но на фене мне больше нравится:
«Разбушмаченная лахудра Милагор, шушера стремная, старушка-ламерушка с понтом под зонтом приглашает...» Впрочем, последнее слово везде ключевое - приглашаю!

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи