RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ШЕСТВИЕ
19 января 2007, 11:35
Автор: Елена НАЛИМОВА

Традиционный крещенский крестный ход «На Иордань», когда священник совершает чин освящения воды над прорубью, вырубленной в форме креста, в советские времена обозначался по-казенному мерзко - «несанкционированное отправление религиозного культа». Потому что «отправлять культ» позволялось исключительно в стенах храмов. Священников-смельчаков, которые рисковали совершать такие торжества на открытых источниках, в 40-е годы почти не осталось. Их истребили еще в 20-х. Любое публичное слово, действие священнослужителя было под строжайшим запретом. Священник, который просто появлялся на улице с крестом на груди, рисковал оказаться либо в психиатрической лечебнице, либо в тюрьме. Это предисловие необходимо для того, чтобы вы ощутили смелость поступка, который совершил 19 января 1949 года епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик).
А сделал он всего лишь вот что - осмелился вернуть верующим крещенскую традицию. Однако, учитывая время, в которое это происходило, его поступок с полным правом можно назвать актом гражданского мужества. Весть о намерении саратовского владыки мигом разлетелась по городу. Наверное, даже сам Владыка Борис не ожидал того, что произошло. Когда после службы он вышел на порог храма, его встретило... море людских голов. Это хорошо видно на сохранившейся в архиве фотографии - толпа людей, заполняющая улицы и переулки, тянулась от Троицкого собора (одного из двух действовавших тогда храмов) до набережной. Тысячи людей! Причем обычной данью традиции это назвать никак нельзя. Этим славились раскрепощенные 90-е, но в 1949 году боялись даже просто появляться в храме. И вдруг такое единение в праведном порыве прикоснуться к святыне. Думали ли участники этого шествия, что на следующий день за «содеянное» придется отвечать? Наверное, да, не могли не думать, и все же шли.
Буквально через несколько дней после этого события в московской газете «Правда» появился едкий фельетон под заголовком «Саратовская купель», где рассказывалось о «разгуле мракобесия» в Саратове. Этот номер хранится в Саратовском университете, в старой подшивке. Читать сегодня эти строки, написанные хлестким журналистским слогом, смешно: «Как могло произойти, - негодует автор, - что несанкционированное отправление религиозного культа состоялось прямо под носом молодой советской власти?». Но тогда людям было не до смеха. Практически все участники моментально были вычислены. Видимо, в толпе было немало осведомителей. Кого-то вызывали для серьезного разговора, к кому-то приходили домой. Интересно, что выпытывали у верующих люди в казенной форме. Очевидцы этого крестного хода рассказывают, что больше всего слуг режима интересовало: «Вы или кто-то из ваших знакомых, участвовавших в мероприятии, заболел? Может быть, воспаление легких или какое-то простудное заболевание?». Власти очень хотелось получить подтверждение «пагубного влияния мракобесия на здоровый советский организм». Но вот что удивительно: январь, морозы - в 49-м году они были не чета нынешним, - но НИКТО из тех, кто окунался в тот день в прорубь или пил освященную ледяную воду, не подхватил даже насморка! Священники говорят об этом как о чуде Господнем. Власть лишилась серьезнейшего аргумента для запрета подобных мероприятий. Чудом называют и то, что серьезных репрессий не последовало. Если бы подобное случилось в 37-м, без расстрелов бы не обошлось. Но в конце 40-х, после Великой Отечественной войны, наступило некоторое затишье, перемирие во взаимоотношениях государства и церкви. Власть уже не решалась идти на открытую конфронтацию с верующими.
Больше всего пострадал сам епископ Борис. Его незамедлительно перевели в другую епархию. Рассказывают, что центральный совет по делам религий поставил московскому патриарху Алексию I условие: или вы убираете епископа Бориса из Саратова, или мы начинаем масштабные репрессивные меры. Правда, Алексий I постарался обставить это как повышение - Борис (Вик) продолжил свое служение в Европе. Досталось и самой саратовской епархии, ее присоединили к астраханской. Примерно в это же время был снят епископ в Сталинграде, и патриарх решил временно переподчинить две территории Астрахани. Следующие несколько лет правящим архиереем в Саратове считался епископ Филипп, который получил титул «Астраханский и Саратовский». Через несколько лет все было возвращено на круги своя, но Волгоград оставался в составе Саратовской епархии до 90-х годов.
А наш знаменитый земляк Владыка Борис закончил свою праведную жизнь в Одессе будучи митрополитом Одесским и Херсонским. Местными верующими до сих пор почитается его могила. В то время как родной город забыл и самого православного подвижника, и его поступок. Сегодня принято скептически рассуждать: «Москва, Питер - это да, а Саратов - город не духовных, а купеческих традиций». Так вот вам, господа, пища для размышления.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи