RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Стеклянный, деревянный, оловянный
21 апреля 2011, 01:42
Автор: Екатерина ФЕРЕНЕЦ

В Радищевском музее открылась выставка «объемных полотен» Кирилла Данелии
Сильные мира сего, если уж и решаются коллекционировать предметы искусства, то, как правило, останавливаются на классике. Вкладывать деньги в проверенные временем вещи приятно, неопасно, а иногда даже выгодно. Но некоторые, не желая поддаваться мейнстриму, принимаются собирать нетривиальные объекты. К числу продвинутых коллекционеров относится и губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Новость о том, что в Радищевском музее будут выставляться работы из его частной коллекции, стала лучшей рекламой для экспозиции. Тем более что 15 апреля на ее открытие по личному приглашению губернатора в Саратов приехал автор работ, модный московский художник Кирилл Данелия.

Обладателю известной кинематографической фамилии, сыну режиссера Георгия Данелии логично было бы выбрать в качестве дела жизни «важнейшее из искусств». Он, действительно, окончил постановочный факультет при школе-студии МХАТ, работал помощником художника на съемках фильма своего отца «Кин-дза-дза». Но потом неожиданно забросил все ради живописи. Начал карьеру с профессии татуировщика, потом стал делать креативные арт-объекты, наконец, обзавелся галереей на Патриарших прудах и повез свои работы в лучшие музеи Европы и США.
На открытии выставки в Радищевском элегантный художник появился в компании мамы, жены и двух младших детей. Церемонию не начинали, пока не приехал главный саратовский поклонник творчества Данелии-младшего. Как только Павел Ипатов взял слово, сразу же принялся признаваться в любви мастеру: «Первая работа Кирилла у меня появилась лет двадцать назад, мне ее подарили. Признаюсь честно, сначала я не понял его творчества. Проникся этими произведениями лишь спустя несколько лет и с тех пор стараюсь приобретать их по мере возможности и тоже дарю коллегам и друзьям. Сделать это всегда непросто – за ними охотятся известные галереи и состоятельные коллекционеры». Оказалось, что к творчеству Данелии саратовцы пытались приобщить самого Владимира Путина. Его картину Владимиру Владимировичу преподнесли в Саратове еще в 1999 году, когда он занимал пост директора ФСБ.
Творения Данелии – это, видимо, своеобразный тренд для саратовских чиновников. Иначе чем объяснить тот факт, что на открытие выставки помимо супруги (она же замминистра культуры области) Натальи Ипатовой Павел Леонидович привел и других своих подчиненных – Алексея Данилова, Павла Лысова и Александра Бабичева. Уставшие сотрудники правительства, выполнив представительские функции, попытались было проникнуться современным искусством, но вскоре были вынуждены отбыть в высокие кабинеты вслед за шефом.
Сам Кирилл Данелия был немало удивлен таким вниманием к своей персоне: «Хоть в итоге я и не занялся кино, но сейчас чувствую себя, словно на вручении «Оскара». Приятно приезжать куда-то тогда, когда ты знаешь, чего от этого места можно ожидать. В музее Радищева я впервые был в 2006 году и поразился тогда богатейшей коллекции предметов искусства. Мои картинки, конечно, не идут ни в какое сравнение с этими шедеврами».
«Картинками» Данелия называет свои работы неслучайно. Каждая из них – это словно забавный детский конструктор, в который, кажется, можно вписать практически любую деталь из повседневного быта. Кирилл по-новому переосмысливает жанр натюрморта. Старые деревянные стулья, прокаленные кофейные джезвы, остовы музыкальных инструментов, игральные карты, пожелтевшие газеты … Создается ощущение, что художник обожает пыльные вещи, тронутые временем. Найденную на блошиных рынках по всей Европе рухлядь он умело пристраивает на полотна, исполненные в технике традиционной живописи. И вот уже картина под названием «Просто стул» обретает объем за счет подлинных деревянных элементов. Стулья – главный фетиш в творчестве Данелии. Этот вид мебели в живописном или натуральном виде встречается в доброй половине его работ. Соперничать со стульями может только рыба. Традиционная сушеная вобла в придачу к «четверти» водки или килька из консервной банки с железным крючком в брюхе – так художник ностальгирует по советскому прошлому.
Стиль поп-арта, в котором работает московский художник, не являет собой какого-то особенного откровения. Подобные арт-объекты многие делали до него и, несомненно, будут делать после. Но это современное искусство в отличие от других его видов привлекает зрителя прежде всего своей утилитарностью. Первая мысль, которая появляется после просмотра работ: а чем я хуже?! Так и хочется, вернувшись домой, найти самую ветхую мебель, разломать ее и приклеить на картину. Впрочем, чтобы на это было приятно смотреть, потребуется нечто большее, чем просто смелость.
Стиль автора подчеркивает даже манера, в которой оформлены его произведения, что и создает атмосферу всей выставки. На полотнах нет рам, застекления и вообще всего, что может отделить их от публики. Зрители могут в прямом смысле слова прикоснуться к прекрасному и пощупать все объемные объекты. Такая уникальная возможность будет предоставлена саратовцам вплоть до 9 мая.

Фото Юрия НАБАТОВА

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи