RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ЧУЖАЯ МЕДИЦИНА
12 января 2007, 11:31
Автор: Елена Налимова

Сразу оговоримся. Оценивать местное здравоохранение как нечто единое и целостное довольно трудно. В отличие от других отраслей, оно крайне не однородно и представляет собой сложную многоуровневую конструкцию, каждый этаж которой изолирован и обособлен. Принцип разграничения полномочий обусловлен требованиями российского законодательства, но в Саратове его понимают очень уж буквально и предпочитают дальше положенного не видеть. Областное министерство здравоохранения знать не желает, что творится в муниципальной медицине, федеральные клиники с презрением глядят на проблемы областных. Кроме того, на каждом этаже существует еще и внутреннее разделение. Ведь у любого лечебного учреждения есть руководитель, который в основном и определяет его политику и стратегию. Добавьте к этому еще одно автономное образование - Территориальный фонд ОМС и его особые отношения с минздравом, городскими и районными комитетами, управлениями и отделами здравоохранения и всяким лечебным учреждением в отдельности - и вы получите то, что по незнанию и наивности мы называем «нашей» медициной. Что же происходило в «нашей» многоликой и разношерстной медицине в минувшем году?

Областные контрасты

Начнем с хорошего. Все удачи прошедшего года сосредоточились на областном уровне местной медицины. Основной заслугой министерства здравоохранения несомненно стало дальнейшее выстраивание возвращенной к жизни системы проведения открытых конкурсных торгов, что позволило значительно снизить уровень цен на многие виды товаров и услуг, закупаемых лечебными учреждениями области. Весь секрет заключается в том, что после многих лет правового беспредела в минздраве просто начали следовать букве закона. Но в России такому поведению чиновников принято удивляться и радоваться. Не станем и мы нарушать эту традицию. Тем более что экономия от новой финансовой стратегии вышла нешуточная. На итоговой пресс-конференции губернатор озвучил сумму в 100 млн руб. Остается только надеяться, что каждый сэкономленный рубль превратится не в премии для чиновников, а в новые матрасы на больничных кроватях, качественные лекарства и современное медоборудование. Стоит отметить и максимальную открытость при проведении конкурсов. Информация о них регулярно вывешивалась в интернете. На церемонии вскрытия конвертов с конкурсными предложениями обычно приглашали прессу. Мы позволим себе усомниться, что при выборе крупных поставщиков минздраву удалось избежать пристрастности, но внешне все выглядело - комар носа не подточит. Прокуратура попыталась обнаружить в этой системе сбой, но проверка выявила лишь мелкие технические недочеты. Которые сразу же были показательно исправлены.
Еще одним плюсом в пользу министерства здравоохранения можно считать прием на баланс 18 бывших муниципальных медучреждений. В соответствии с 131 законом, с муниципального на региональный уровень было переведено несколько видов специализированной медицинской помощи. В связи с этим в ведение минздрава перешли такие «монстры», как городская психиатрическая больница и онкологические диспансеры Саратова, Энгельса и Вольска. Пока трудно сказать, выиграли или проиграли эти клиники от смены «хозяина», но итоги первого года обнадеживают - финансирование всех переданных объектов было увеличено в 1,5 раза, причем по отдельным позициям расходы возросли пятикратно. Особенно это заметно по изменениям, произошедшим в онкологической службе. Был отремонтирован онкодиспансер в Энгельсе. Появилось два новых корпуса онкологической службы в Смирновском ущелье. Не последнюю роль в этом сыграло особое отношение к проблемам минздрава лично губернатора области.
Деньги, как известно, решают многое, но не все. Иногда приходится полагаться на человеческий фактор. Серьезные кадровые проблемы в областном здравоохранении можно было предсказать еще в момент формирования министерской команды.
Министерские посты заняли люди, уже «зарекомендовавшие» себя в местном здравоохранении. Например, экс-главврач 6-й городской больницы Виктор Шабаров, занявший кресло первого зама. И это несмотря на то, что деятельность ранее руководимого им учреждения имела многочисленные и серьезные нарекания со стороны пациентов, а чуть позже и правоохранительных органов. Порочность такой кадровой политики обнаружила себя не сразу. Катализатором кризиса стала реализация одного из направлений нацпроекта - льготного лекарственного обеспечения. Проверка счетной палаты, прошедшая в начале этого года, выявила многомиллионные нарушения, касающиеся обеспечения лекарствами региональных льготников. По некоторым данным, размер нарушений оценивался в 15 млн руб. Прокуратура попыталась разобраться и к концу года обнародовала результаты проведенной ревизии. По версии правоохранителей, льготникам выдавали просроченный товар, а новый пускали в розничную сеть. Но еще задолго до оглашения результатов прокурорского расследования в минздраве вдруг опустели кресла практически всех замов, включая первого - Виктора Шабарова - и ответственного за лекарственное обеспечение Евгения Моклецова. Станет ли это для Алексея Сорокина уроком на будущее, покажет время. На наш взгляд, в областной медицине еще остались закоулки, требующие генеральной кадровой уборки.

Фонд да Винчи

Заметные перемены могли бы произойти в этом году и в деятельности Территориального фонда обязательного медстрахования. Но такого не случилось. Последние новости этого ведомства датированы уже позапрошлым годом и связаны со сменой руководства. В остальном же фонд остался прежним заведением, отличительной чертой которого была и остается абсолютная закрытость. Хотя вопросы к ТФОМСу возникают с завидной регулярностью. Например, очень хотелось бы узнать, что стало с задолженностью областного правительства по платежам за неработающее население, которая сформировалась еще при Аяцкове и насчитывала несколько миллиардов? Ходят слухи (а другой информации о территориальном фонде просто нет), что долг был реструктуризирован и выплачен. Но как? И за счет каких средств?
Есть и менее глобальные, текущие вопросы. Наша газета пыталась выяснить, как обеспечивалось финансирование лечебных учреждений в связи с прошедшим в этом году повышением зарплат бюджетникам. По нашей информации, все это вылилось в репрессии в отношении лечебных учреждений и в ужесточение контроля над работой каждой больничной койки. Однако официальных разъяснений от фонда мы так и не дождались. Были и другие события, требующие комментариев: проверки счетной палатой, рейд прокуратуры и ФСБ с выемкой документов. Перед самым Новым годом в министерстве здравоохранения журналистов обрадовали - после убедительной беседы губернатора с исполнительным директором ТФОМСа Василием Милосердовым последний согласился дать пресс-конференцию и ответить на ВСЕ вопросы. Но долгожданный сеанс невиданной открытости так и не состоялся. В качестве оправдания губернатор сообщил журналистам, что сам настолько заинтересовался тем, что творится в ТФОМСе, что инициировал внеочередную проверку его деятельности счетной палатой области. Но оговорился: «Проблем я не ожидаю». Попытаемся и мы проникнуться губернаторской уверенностью. Но официальных результатов следует ждать не раньше конца зимы.

Местный провал

Наиболее провальным 2006 год стал для муниципальной медицины. И поскольку нам, обывателям, она ближе и понятней, именно по состоянию городских больниц и поликлиник мы оцениваем качество «нашего» здравоохранения. Ее неудачи способны перечеркнуть все достижения медицины высшего эшелона - областной и федеральной. В качестве основной причины неудач муниципального здравоохранения называется кадровый кризис. В районах области весь год активно шла смена власти, что не преминуло сказаться и на управленческом звене местного здравоохранения. В Саратове добрую половину года мы наблюдали «битву титанов» за кресло руководителя горздрава. Администрация города в это время переживала собственные катаклизмы (готовились выборы сити-менеджера), поэтому взирала на происходящее сквозь пальцы. В результате деятельность комитета была надолго заморожена. И не возобновилась даже после того, как в кресле главы в качестве «исполняющего обязанности» закрепился экс-депутат городской думы, бывший фондовец Андрей Федотов. То ли от того, что все силы нового руководителя ушли на борьбу с предшественником, то ли по причине отсутствия у Федотова способностей было провалено наиболее заметное и значимое направление - проведение муниципальных конкурсов. Первый с грехом пополам был заявлен только в мае. В результате, посидев на голодном пайке, главврачи городских клиник начали действовать подпольно. Многие из них, не дожидаясь решения комитета, провели закупки всего необходимого самостоятельно. Но воспользовались упрощенной системой запроса котировок. В этом случае товары и услуги закупаются мелкими партиями. Конечно же, это не могло не сказаться на ценах. Экономический ущерб, нанесенный городской казне, до сих пор не оценен, хотя стоило бы сравнить эти цифры с успехами областных конкурсов. Для контраста.
Отсутствие грамотного менеджмента на уровне комитета еще больше усилило раздробленность и автономию городских лечебных учреждений. И сегодня они представляют собой скорее сеть независимых частных компаний, без руля, ветрил и стратегии развития, нежели единую систему государственной медицинской помощи.
Радует одно: этой ситуацией наконец заинтересовались в правительстве. И это можно считать главным итогом медицинского года. Постепенно к чиновникам приходит понимание того, что проблемы здравоохранения не бывают своими и чужими.
«Основная проблема муниципальной медицины - кадровая, - заявил, комментируя итоги года, Павел Ипатов. - Исправление этой ситуации мы с Николаем Романовым планируем начать с полного обновления социального блока городской администрации». В сущности, чистка уже началась. В последние недели года заместителем мэра по соцсфере был назначен экс-глава Волжского района Михаил Волков, у которого имеются собственные планы по исправлению ситуации. Он намерен начать с глобальной ротации руководителей саратовских лечебных учреждений. «Многие из них засиделись на своих местах, некоторые работают по 10 и более лет и уже успели создать круг собственных поставщиков. Эту систему надо ломать», - сказал Михаил Волков в интервью нашей газете. Таким образом, в наступившем году местное здравоохранение первого, муниципального звена ожидают значительные перемены. Пока трудно сказать, принесут ли они пользу или пройдут незамеченными для рядового пациента. Но хотелось бы надеяться, что зарождающаяся солидарность двух ветвей власти станет первым кирпичиком в строительстве прочного здания НАШЕЙ медицины. Не раздробленной, как ветхая этажерка, а структурированной и монолитной. Тогда, подводя итоги 2007 года, мы уже не будем делить здоровье жителей губернии на городское и областное.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи