RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ПАТРОН
28 декабря 2006, 18:02
Автор: Дмитрий ВОРОНКОВ

Рецепт «саратовского экономического чуда» пока так и не найден

Выражение «подложить свинью» в экономике Саратовской области было актуализировано несколько раньше, чем большинство россиян узнали, что вступают в год «огненной свиньи». В нашем случае инвесторы «подложили свинью» тем фактом, что отказались от планов выращивания в регионе... этих самых свиней. Сделала это компания АПК «Черкизовский», чей приход в область широко рекламировался представителями власти как явление стратегического инвестора с гигантскими деньгами. Шутки шутками, но этот пример - возможно, наилучшая иллюстрация к теме «экономические итоги года в Саратовской области». Планы «Черкизовского» касались производства. Но так и не были воплощены в жизнь, равно как не стали пока реальностью и десятки других озвученных властью производственных проектов различных инвесторов. Можно утверждать, что наиболее наглядные - в буквальном смысле - достижения в экономике региона были сделаны в первую очередь в ритейле, то есть в развитии бизнеса, основанного на работе с массовыми клиентами.

Толстый кошелек Саратова

Ритейл однозначно развивался активнее многих других секторов местной экономики. Итоговые цифры чиновникам Саратова и области еще предстоит назвать, однако можно не сомневаться, что рост торговых площадей будет измеряться десятками процентов.
В первую очередь здесь нужно говорить о розничной торговле продуктами питания - 2006-й в Саратове стал годом массового открытия новых магазинов разных размеров местных и федеральных торговых сетей. Из наиболее заметных можно назвать супермаркет «Рамстор», магазины «Гроссмарт», а также бурное становление сети «Смарткауфф».
Доказательством того, что платежеспособный спрос жителей Саратовской области сейчас может обеспечить симпатичные прибыли в торговле, может служить и сделка, совершившаяся в декабре в Балаково. Московский холдинг «Марта» выкупил балаковскую торговую сеть «МИЛЕНА». На ее торговых площадях москвичи намерены открыть четыре супермаркета «Гроссмарт».
Однако только продуктами дело тоже не ограничилось. Федеральная сеть BANANA-MAMA добавила к своему балаковскому торговому центру магазин в Саратове. Кроме того, в регион продолжали активно вкладывать деньги и владельцы сетей по продаже бытовой техники. Уже присутствующие компании открывали свои новые торговые центры. Плюс в регион пришла казанская сеть DOMO. Таким образом, единственным крупным федеральным игроком, который пока не имеет магазинов в Саратове, остается теперь «Техносила». Причем и у нее есть планы на Саратов.

Деньги к деньгам

Впрочем, развитие розничного бизнеса в этом году касалось не только продуктов, но и, как говорили в советские времена, ТКБН - «товаров культурно-бытового назначения». Серьезные усилия по «сбору денег с населения» предприняли и банки. В течение этого года в область пришли еще несколько московских банков, а также ряд других финансовых компаний.
Наиболее громким событием этого года в банковском секторе области стал отзыв лицензии у саратовского «Хард-банка». Однако в новом году финансовый сектор могут ожидать еще более серьезные изменения. Конкуренция в банковской сфере становится все более жесткой. На региональный рынок активно наступают не только московские, но и иностранные банки. Поэтому можно предполагать, что собственно местных небольших банков будет оставаться все меньше. В новом году в этом секторе не исключены покупки, слияния и поглощения.

Золотые метры

Рост предложения финансовых продуктов населению привел не только к увеличению собственно объема денег, выданных саратовцам в виде кредитов, но и к росту цен на жилье. Как уже ранее писал «Взгляд», на жилищный рынок устремилась масса ипотечных и других кредитных денег. Можно гарантировать, что даже официальные цифры роста цен, которые предстоит обнародовать областному правительству, будут впечатляющими.
Для строительного сектора в этом году наиболее важным событием можно считать появление московских строительных компаний. В течение года были озвучены несколько масштабных проектов столичных структур по строительству жилья и коммерческой недвижимости. Однако до настоящего времени местной общественности не были представлены не только результаты, но даже какие-то этапные события в реализации этих заявленных планов.
Индустрия производства строительных материалов в этом году «отметилась» сразу двумя громкими скандалами. Причем оба были связаны с предприятиями Вольска. Первым «засветилось» Терсинское цементное месторождение, проданное на аукционе за миллион рублей «с копейками». После чего итоги торгов были отменены Федеральным агентством по недропользованию. Второй скандал разгорелся между собственниками Вольского завода асбестоцементных изделий.
Интерес к вольским природным запасам со стороны швейцарской Holcim Group, немцев из HeidelbergCement и французской компании Lafarge также преподносился областной властью как признак будущих гигантских инвестиций в стройиндустрию. Понятно, что создать крупные производства (особенно в таких отраслях, как стройиндустрия) за считанные месяцы не под силу никому. Однако о «первых шагах» в реализации масштабных планов широкой общественности пока тоже не известно.

Трубы зовут

Впрочем, в промышленности только планами дело, слава Богу, не ограничилось. Список уже реализованных проектов возглавляет завод холдинга «Евротрубпласт», построенный в Энгельсе на заброшенной промплощадке за четыре месяца. Холдинг «Солнечные продукты» запустил в этом году цех рафинации и отбелки стоимостью более полумиллиарда рублей.
В качестве примеров реальных и будущих инвестиций в АПК в течение года назывались вложения «Синергии» в свои местные активы, планы Mars по производству кормов для животных, намерения PepsiCo построить завод по производству чипсов.
В целом, по предварительным подсчетам областных чиновников, предприятия губернии в этом году произвели продукции на сумму 136 млрд рублей при общем росте промышленности в 6,5%.

Тень мегаполиса

Развитие «инфраструктурного» бизнеса в настоящее время связано с планами по сооружению логистических комплексов («Взгляд» подробно писал об этом в прошлом номере). И пока воплощено только в подписанных соглашениях.
Поэтому наиболее значительным достижением в этом секторе следует считать открытие оптового комплекса «Мэтро кэш энд керри». Ударные темпы, которыми сооружался этот магазин невиданных для города размеров, уже вызвали массу нареканий. Однако с точки зрения имиджа региона, реализация этого проекта в нынешнем году имеет большое значение. Кроме того, появление «Метро» дает основания надеяться (пока именно надеяться, а не ожидать) на мультипликативный эффект - расширение возможностей местного общепита и, как следствие, рост этого сектора.
В уходящем году развитие его было скорее спокойным. Единственным новым иногородним брендом, под вывеской которого начало работать лишь одно заведение, стала московская марка «Елки-палки». Но и этот трактир, по сути, является местным, поскольку его запустили по франшизе. Обещанных заведений воронежской сети «Робин Сдобин» пока не видно.
Событиями года в индустрии развлечений можно назвать появление в Саратове кинотеатра «Иллюминатор» и реконструкцию «Победы». Все это было сделано местным бизнесом. Анонсированное некоторыми участниками рынка появление кинотеатров иногородних сетей реальностью в 2006 году не стало.
Новый год наверняка сохранит тенденцию активного развития розничной торговли. Но с большой вероятностью станет уже годом не продуктовых супермаркетов, а крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов. В течение уходящего года было заявлено множество проектов по строительству таких центров. И появиться они должны, по логике вещей, не позднее, чем в 2007 году.

Отступать некуда

Резюмируя, можно отметить следующее. Саратовская область развивается. Промышленные предприятия наращивают обороты. Кто-то лучше, кто-то хуже. Деньги «у народа» есть. Именно на них ориентируют маркетологи свои торговые сети, развившие бурную, как уже было сказано, активность именно в этом году. Косвенно это подтверждает и рекламный рынок - в секторе «наружки» в городе появились новые большие конструкции, новые «телевизоры» и прочие недешевые носители.
Свою лепту в денежную массу, которая питала потребительскую активность, вносили банки, выдающие все больше кредитов населению. При всем при этом нехилая часть денег, которые есть на руках у саратовцев, все еще «серая». Это, при растущем платежеспособном спросе, доказывает по-прежнему скудная (на общероссийском фоне) средняя саратовская зарплата. Успехи в привлечении инвесторов однозначно есть.
И все-таки экономического прорыва в Саратовской области в 2006 году не произошло. Рецепт «саратовского экономического чуда» пока так и не найден. Жилищно-коммунальный сектор по-прежнему остается недореформированной «черной дырой», в отношении которой выражение «привлечение инвестиций» употреблять по меньшей мере нелепо.
«Метро», «икеи» и прочие торговые гиганты стремятся в губернию не только потому, что она невероятно инвестиционно привлекательна. Но и по той простой причине, что других таких регионов, где областной центр с городом-спутником образуют мегаполис с населением более миллиона человек, уже попросту не остается. В других похожих городах и подобных регионах все уже открыто. В этом смысле губерния тоже продолжает быть «отстающей», и не надо тешить себя особыми иллюзиями.
Саратовская область по-прежнему не производит ни одного массового потребительского бренда федерального уровня - ни пищевого, ни в одежде, ни технического. «Огромный научный потенциал» Саратовской губернии, равно как и «промышленный», по-прежнему остается скорее «потенциалом».
Короче говоря, следующий год для региона можно назвать «моментом истины». В 2005 году губернатор Ипатов формировал команду и «создавал условия». В уходящем году масса проектов была озвучена и, по логике вещей, они должны быть «запущены». А в 2007 году - «выстрелить». Все и сразу - новые производства и дома, новые торговые центры и рабочие места. Рост поголовья, надоев, привесов, урожайности «и прочая» в рамках реализации нацпроекта в АПК.
Если же по итогам 2007 года выяснится, что за 12 месяцев открыли пяток магазинов и запустили пару новых цехов, то... Останется только снова надеяться на лучшее. На другого губернатора. Но ценнейший и, главное, невосполнимый ресурс под названием «время» будет израсходован. Поэтому отступать некуда. Экономический рост нужен нам в 2007-м. И, пожалуйста, без всяких фокусов, которые принято называть выражением «подложить свинью».

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи