RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
АЛЕКСАНДР ПЛЕТНЕВ, РЕЖИССЕР: «КУКУШКИНЫ СЛЕЗЫ» - ЭТО ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ»
14 декабря 2006, 16:39
Автор: Елена БАЛАЯН

- Александр Борисович, какими судьбами в Саратове?
- История такая. Минувшей весной мне позвонила завлит вашего театра Ольга Харитонова и предложила посотрудничать. В то время на мне висело уже три постановки - в Ярославле, Туле и Калуге. Но как только прозвучало «Саратов», я сразу сказал, что согласен. Ведь это моя историческая родина. Здесь я родился, здесь мои родители окончили физфак СГУ. Позже наша семья осела в Москве, но в Саратове остались дедушки, бабушки, к которым я часто ездил. И потом, уже в более зрелом возрасте, я видел саратовских артистов, смотрел спектакли Александра Дзекуна и даже один раз общался с Юрием Петровичем Киселевым.
- Расскажите, чем вас привлекли «Кукушкины слезы», почему именно эту пьесу вы выбрали для постановки в нашем театре?
- Потому что мы хотим признаться в любви к этим нелепым, по-своему эгоистичным, где-то несуразным, но, в сущности, очень милым и добрым людям - актерам и актрисам, а также ко всему старинному русскому провинциальному театру XIX века со всей его запыленностью и убогостью существования. А чтобы признание звучало эффектнее, мы даже немного изменили финал. У Алексея Толстого герои делятся, грубо говоря, на нормальных и сумасшедших. Одни выбирают стабильность, уверенность в завтрашнем дне, другие плюют на стабильность и на завтрашний день и уходят в театр. В моем спектакле между героями нет конфликта - они у меня все сумасшедшие, все выбирают театр.
- При беглом прочтении пьеса Толстого не производит впечатления драматургического хита, зато в ней есть литературный стеб. На сцене он будет как-то присутствовать?
- Да, будет, но мы ищем ему адекватное выражение.
- А вас не смущает, что благороднейший и образованнейший граф Толстой так лихо прикалывается над классикой?
- Наоборот, меня это радует. Мы все привыкли к тому, что начало XX века - это триумф психологического театра, пьес Чехова, МХТ. Но были и другие писатели, которые работали в другом направлении. Любому выдающемуся явлению присущи штампы, а штампы - это то, над чем можно посмеяться. Алексей Николаевич Толстой как раз из тех здоровых циников, которые могли себе это позволить. Объектами его пародии становятся пьесы Островского и Чехова, он играет с сюжетами «Леса», «Вишневого сада», «Дяди Вани». Классический «Дядя Ваня» в вашем театре уже есть. Теперь рядом с ним будет еще один, пародийный.
- А что это за странные декорации, которыми вы собираетесь удивить публику?
- Я уже говорил, что хочу окунуть зрителя в атмосферу российского примитивного театра конца XIX века. Поэтому все декорации в спектакле будут плоские, примитивно писаные, как театральные ширмы, в которых в те годы игрались любые пьесы - от Шекспира до Островского. Мы попробуем показать и некую театральную изнанку тех времен. Первое действие будет происходить на задворках театра, второе - на сцене как таковой, во всем ложном блеске писаных декораций. Потом это все снова должно рассыпаться и превратиться в тот самый театральный мусор, который представляют собой старые декорации, выброшенные на улицу.
- Говорят, недавно вы поставили в Калуге «Ревизора» с Валерием Золотухиным в главной роли. Расскажите, как вам удалось столичную знаменитость к себе в провинцию заманить?
- А это не я его заманил, это наш губернатор. Все началось с кинофестиваля, который проходил тогда в Калуге. Валерий Сергеевич был визитной карточкой этого фестиваля, приезжал договариваться с правительством о финансировании. А губернатор, не будь... простым, говорит: хорошо, деньги дам, но за это ты сыграешь у меня в театре.
Так мы и встретились. После долгих обсуждений решили остановиться на «Ревизоре». Золотухин выбрал для себя роль Городничего. Работать с ним было для меня огромным удовольствием. Валерий Сергеевич оказался невероятным профессионалом, к тому же очень демократичным в общении.
Но самое главное, что нам удалось - это лишить гоголевскую пьесу хрестоматийности. У нас ни Городничий, ни Хлестаков объектами сатиры не являются, это все милые люди, просто немного недалекие.
- Возвращаясь к «Кукушкиным слезам». Судя по тому, что вы рассказали, это будет очень смешной спектакль...
- По крайней мере, мы к этому стремимся. Другое дело, что качество этого юмора - оно немного в стороне от передачи «Аншлаг» и комедии положений. Хотя при беглом прочтении, вы правы, пьеса действительно кажется безделкой. В ней нет гарантии успеха, это просто очень хороший повод, а то, насколько хорошо мы им воспользовались, пусть решит зритель.

Досье «Взгляда»
Плетнев Александр Борисович - главный режиссер Калужского драматического театра. В 1987 году закончил физико-математический факультет Московского государственного пединститута. В 1996 году - режиссерский факультет ГИТИСа.
С 1997 года - главреж Калужского драмтеатра. Неоднократный лауреат премии калужского департамента культуры и искусства в номинации «Лучшая режиссерская работа», дипломант фестиваля «Славянские театральные встречи в Брянске». Ставит спектакли во Владимире, Ярославле, Туле, Иваново, Твери.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи