RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
КОРРУПЦИЯ В ЗАКОНЕ
14 декабря 2006, 16:38
Автор: Борис Дмитриев

Подозрения в том, что наши законы прописаны несколько странно и жутким образом перепутаны между собой всевозможными подзаконными актами, бесчисленными и постоянно изменяющимися ведомственными инструкциями, возникали уже давно. Тогда это все объяснялось несовершенством российского законодательства и нормотворчества, связанного с переходом от социалистического уклада жизни к капиталистическому. Но шло время, а этого самого несовершенства почему-то не становилось меньше. Напротив, законодательные нестыковки, расплывчатые и двоякие формулировки размножались с каждым годом все стремительнее. А вместе с ними, словно бы случайно, как на дрожжах росли суммы, объемы и разновидности всевозможных взяток, откатов и т.д., утверждалась и расцветала буйным цветом коррупция. Год от года власть чиновника над человеком становилась все более неограниченной. И в то же время эффективность работы людей государевых, их степень ответственности все больше и больше устремлялись к абсолютному нулю.

«Вправе» как символ коррупции

И только совсем недавно о том, что все ляпы в наших законах не случайны, начали говорить открыто. Об этом сегодня заявляют журналисты, ученые, политологи, политики. Появились даже специальные термины - коррупциогенность и взяткоемкость законов. Более того, рассуждать на данную тему стало модно. Некоторые же солидные организации и вовсе вывели эти понятия едва ли не на научную основу. Среди них такие «авторитеты», как фонд «Индем» Георгия Сатарова, Центр стратегических разработок (ЦСР) и др.
Так, руководитель проекта «Административная реформа» ЦСР и бывший ректор саратовской Поволжской академии госслужбы Владимир Южаков уверен, что «...источником большинства взяток является всего несколько видов определенных формулировок и схем. Самый яркий пример - слово «вправе». Если чиновник «вправе» или может что-то сделать, значит, захочет - сделает, не захочет - не сделает. Значит, на его решение можно повлиять с помощью взятки. Поэтому в законе для чиновника не должно быть никакого «вправе», только «должен» и «обязан». Нужно писать определенно: в таком случае госслужащий обязан сделать это, в другом - то. «Вправе» - это символ коррупции».
По мнению Южакова, наиболее распространенные коррупционные факторы наших законов - это неопределенные, неоправданно широкие полномочия, отсутствие процедур принятия решений и действий должностных лиц: «Например, мы рассматривали законопроект об обязательном страховании опасных промышленных объектов. В нем выделено несколько категорий опасных объектов - чем опаснее, тем страховка дороже. Степень опасности объекта определяет специальный орган, но по каким критериям - не написано. Значит, по своему усмотрению или по чьей-то убедительной просьбе чиновник может отнести объект к менее опасной категории с более дешевой страховкой...»
Очень распространены и так называемые «открытые» списки документов, когда перечисляются необходимые, скажем, для лицензирования документы, а в конце приписывается «и другие». То есть чиновник по своему желанию может требовать самые немыслимые справки.
Показательным в этом смысле является закон о введении платных услуг в саратовских муниципальных лечебных учреждениях, принятый гордумой в 2001 году и действующий до сих пор. Напомним, что перечень этих платных услуг состоял из 19 пунктов, в последнем из которых фигурировала та самая волшебная фраза «...и иные, оказываемые по личному заявлению пациента». Тот факт, что сегодня количество услуг, за которые в наших больницах приходится платить из собственного кармана, намного превышает число 19, думаю, ни для кого не секрет. Еще бы: кто из больных, лежащих, допустим, на операционном столе, осмелится не написать заявление об оказании ему дополнительной платной услуги?
Коррупциогенность законодательства рождается не только в самом законе, но и в подзаконных актах. Например, чрезмерная свобода ведомственного нормотворчества. Это когда государственный орган не только детализирует нормы закона и разъясняет порядок их применения, но и принимает собственные правовые акты, которые часто противоречат законам. «Недавно мы рассмотрели проект нормативно-правового акта, - говорит Южаков, - который представила Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Она предлагает внедрить ускоренную процедуру регистрации лекарственных средств. Тем самым это ведомство расширяет свое нормотворчество, поскольку в законе, который устанавливает его полномочия, такой деятельности нет. Оно придумало для себя возможность вилки: поступать или по закону, или так, как оно само решило».
Здесь, между прочим, очень кстати будет вспомнить яркий пример из саратовской практики. А именно - деятельность существовавшего до недавнего времени областного Центра лицензирования при минздраве Саратовской области. Последнее словосочетание я выделил курсивом не случайно. Все дело в том, что сам центр не входил в число штатных единиц министерства здравоохранения, а являлся, по сути, обычной коммерческой структурой. Между тем, именно она была наделена монопольным правом подготавливать пакет документов для лицензирования лечебных и фармацевтических учреждений и направлять их для утверждения министерской комиссии. Говоря проще, без визы директора центра (этот пост тогда занимала супруга вице-губернатора Владимира Марона Виктория Попкова) документы на рассмотрение коллегии не принимались. Несмотря на то, что подобный механизм не был прописан ни в федеральном, ни в областном законодательстве. Тем не менее, это не помешало заинтересованным лицам практически полностью подмять под себя лечебные и большую часть аптечных учреждений области.
Примеров типичных коррупционных факторов можно привести еще достаточно много. Причем, что самое печальное, их список постоянно обновляется и, я бы даже сказал, мутирует. Чиновничья мысль находится в состоянии постоянного поиска. Едва общество распутает какой-нибудь законотворческий ребус и как-то к нему приспособится, так тут же возникают десятки, а то и сотни новых. И вот результат...


Позорная «бронза»

Согласно итоговому рейтингу Международного центра антикоррупционных исследований, который изучил уровень коррупции в России и определил индексы коррупции в регионах, Саратовская область заняла в нем печальное третье место, обогнав даже Москву и Санкт-Петербург.
«Если проанализировать самые коррупциогенные или взяткоемкие сферы в Саратове, - говорит директор центра правовых технологий «ЮРКОМ» Николай Скворцов, - то к ним, безусловно, можно отнести налоговое законодательство, землеустройство, банкротство предприятий, строительство и приватизацию муниципального и государственного имущества (хотя подобной сознательной путаницы и взаимопротиворечия законов и подзаконных актов хватает везде). Примеров масса. Вот один из самых показательных. Во вступившем недавно в действие новом Земельном кодексе РФ очень нечетко было прописано, кто именно должен распоряжаться муниципальной землей - муниципалитеты или субъект федерации. В результате каждая из сторон посчитала себя более правой, чем другая. Свою правоту область и город отстаивали в суде больше года. И все это время желающие купить или взять в аренду землю в Саратове были в растерянности - у кого просить разрешение: у городского комитета по земельным ресурсам или у областного комитета по управлению имуществом. Был момент, когда суд признал, что городской землей в Саратове должна распоряжаться муниципальная власть. И тогда многие потянулись в ведомство господина Алешина (бывший председатель комитета по земельным ресурсам г. Саратова). Получив землю в аренду или собственность, люди стали распоряжаться ею так, как считали нужным: например, что-нибудь на ней построили. Но тут вышестоящая судебная инстанция отменяет решения, и право распоряжаться городской землей переходит к области. В результате все сделки по земле, совершенные между юридическими лицами и муниципалитетом, теперь признаны незаконными. А вот захочет ли облкомимущества оставить участки за прежними хозяевами - это большой вопрос. Интересный такой вопрос... Во всем этом бардаке грамотнее всех поступили те, кто на договорах аренды или купли-продажи под визой Алешина не поленился поставить согласительную подпись председателя областного КУИ. Не исключено, что она тоже чего-нибудь да стоила...»

Единственный выход

Кто заинтересован в существовании вот такого извращенного законодательства и нормотворчества? Многие, очень многие. Это не только чиновники, которые берут взятки за «творческое прочтение» законов. Это еще и депутаты, через которых эти законы лоббируются, это и представители силовых ведомств (всех без исключения!), и адвокаты, и представители всевозможных общественных организаций... Даже журналистам что-то перепадает от этого стройного юридического бардака: вот написал я об этом статью - теперь получу гонорар (шутка). Не заинтересованы в этом лишь оставшиеся... десятки миллионов наших сограждан. Можно ли что-нибудь сделать для них или мы обречены на подобный законодательный беспредел?
По мнению Николая Скворцова, главной причиной появления «несовершенных» законов является процесс бесконечного лоббирования представителями крупного капитала всевозможных поправок или лазеек в законах, выгодных их бизнесу: «Госдуме уже давно пора принять закон о лоббизме, который бы вывел этот процесс из тени, и хоть немного его регламентировать...»
Владимир Южаков предлагает свой рецепт решения проблемы: пропускать законы через целую сеть экспертных комиссий именно на предмет коррупциогенности и взяткоемкости. По его словам, в отношении чиновников всегда должна существовать презумпция виновности. В качестве одного из возможных «оценщиков» Южаков предлагает свой Центр.
Все это здорово и все это, наверно, нужно делать, причем как можно скорее. Проблема лишь в том, что ни в том, ни в другом случае нет гарантии, что в сухом остатке мы получим то же самое. С той лишь разницей, что теперь у государства появится отмазка: «Посмотрите, как мы стали бороться с коррупцией! Почти как взрослые. Так чего же тебе еще, дорогой народ, надо?»
Что же делать? Боюсь, рецепт один. Он банальный, но другого не дано. Итак, рецепт: будьте неравнодушны к своему настоящему, будущему. Не ленитесь ходить на выборы, митинги и демонстрации. Не верьте тому, что от вас ничего не зависит. Это ложь. Держите власть в постоянном напряжении, отучайте ее от безнаказанности и вседозволенности своей гражданской активностью. Иначе она задушит вас в своих объятиях. Или просто задушит...

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи