RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
СОБЛАЗНИТЕЛЬНАЯ ШОПИНГОМЕТРИЯ
17 ноября 2006, 11:55
Автор: Елена Полякова

«Вещевой запой»

«Обычно наша семья закупает продукты на неделю вперед. Но все равно я не удерживаюсь, захожу в супермаркет и покупаю что-нибудь, пусть даже соленые огурцы. С непродовольственными товарами такая же история. Если у меня в данный момент нет денег, я просто буду ходить и прицениваться, выучу стоимость желаемого товара с точностью до копейки. Буду попутно покупать приятные мелочи, вроде полирующих пилочек для ногтей. Пусть кто-то попробует сказать, что они не нужны девушке. В конечном счете, обязательно куплю то, что задумала», - у моей собеседницы еще, можно сказать, не тяжелый случай. Бывает и хуже, например, когда периодически скупаются новые модели обуви. С каждым разом их становится все больше и больше, некоторые пары хозяйка не успевает даже носить. Они просто складируются в шкафу.
Хотя процесс хождения по магазинам не вирусное заболевание, но вовлечены в него как люди в возрасте, так и молодежь. Шопингомания не имеет возрастных, да и половых границ. В обществе принято считать, что за покупками любят ходить только женщины. Но сейчас все чаще и мужчин можно заметить в торговых центрах. Некоторые психологи утверждают, что это такой способ доставить приятное, прежде всего дамам, а потом себе. Есть несколько ученых мужей, которые полагают, что для женщин шопинг - то же самое, что и секс. Интимное дело с походом по магазинам роднят несколько процессов. Прежде всего - и то, и другое затягивает. По мнению психологов, во время выбора желаемого предмета и его покупки женщина испытывает эмоциональное возбуждение, практически такое же, как в постели. Иногда «недоступная» вещь разжигает у шопингоманов неудержимую страсть. Поддавшись ей, можно заполучить и проблемы. Неосторожно купленные сапоги, говорят специалисты, как секс без предохранения: можно «залететь», только на круглую сумму. К туфелькам придется подбирать сумочку, к сумочке - шапочку и перчатки... и пошло-поехало по нарастающей.

Партнер в магазине

Покупка чего-нибудь - хороший антидепрессант, в том числе и для дам с проблемами на личном фронте. Мне рассказали историю про женщину, оставшуюся без мужа. С каждым разом она придумывала себе все новые и новые товарные цели. И чем труднее их было достичь, тем большее удовлетворение она получала. Однажды дама поставила себе задачу заполучить платьице, такое же, как у любимой ведущей Регины Дубовицкой. Через месяц хождений по барахолкам мечта воплотилась в жизнь. Правда, к обновке хозяйка спустя неделю охладела, появился новый объект желаний.
В этом случае женщина таким способом компенсировала недостаток внимания, понимания и любви к себе, опять-таки утверждают психологи.
Однако шопингомания - не только порождение эмоционального голодания. Некоторые философы считают, что ряды одержимых приобретательством пополняются за счет бурного развития рыночных механизмов.
«Сейчас все человечество живет в эпоху потребительского бума, - рассказывает кандидат философских наук, преподаватель факультета философии и психологии СГУ Сергей Данилов. - Когда развита конкуренция, необходима хорошая организация бизнеса. Реклама и средства массовой информации поддерживают различные маркетинговые схемы. В рыночной системе большая заинтересованность в реализации продукта или той или иной услуги. Преследование цели - постоянно делать деньги - подогревает спрос. Рождается по сути дела потребительская идеология. Она подкрепляется общественными стереотипами. В обществе, например, активно пропагандируется семейное благополучие, которое неотделимо от достатка. Хорошая одежда - признак статусности, успеха в карьере. Аппетиты и потребности населения искусственно расширяются, они еще к тому же накладываются на свойственную человеку черту - неудовлетворенности в том, что он имеет. Все в целом и порождает перекосы, когда появляется гипертрофированная потребность в приобретении товаров. С точки зрения психологии, это уже напоминает болезнь. Но, на мой взгляд, она не так страшна, как игромания. Если у человека нет денег, он все равно пойдет и проиграет даже последнее. «Шопоголиков» может сдерживать экономический фактор, я имею в виду отсутствие денег. Да и зачастую шопоманию удовлетворяет сам процесс - примерка, хождение по магазинам».

Когда «льнет» к телу

В маркетинге есть множество способов, направленных на усиление эффекта получения удовольствия от покупки и процесса выбора ее.
Как можно уйти с пустыми руками из крупного продуктового супермаркета, в котором полки просто ломятся от разнообразия и изобилия продуктов? Ко всему прочему продавцы мило улыбаются и предлагают свою помощь. В таких местах невозможно найти просто бананы. Есть мини-бананы и бананы красные, для жарки. Не увидеть там и пластиковых корзин, для покупок только широкие тележки - специально для того, чтобы вы больше продуктов увезли из магазина и не устали от тяжестей.
Постараются вскружить вам голову и притупить ценовую бдительность и в торговых центрах. Эту задачу отрабатывает и роскошный антураж павильонов, и раскладка товара. Совсем не просто так сапоги оказываются на бархатных подставках с подсветкой, а брюки и свитеры - на столах. Маркетологи утверждают, что есть категория покупателей, которым нравится копошиться в сложенных вещах, их раздражают и отталкивают вешалки. Тем более вешалка иногда является психологическим барьером. Вещь же на столе можно сразу приложить к телу и проверить, «льнет» она к нему или нет.
Очень часто водолазки, блейзеры укладываются в стопочки на полках, которые находятся над вешалками с костюмами и блузками. Делается это не потому, чтобы освободить складские помещения. Таким способом раскладки товара можно убить двух зайцев сразу: декоративно украсить торговый павильон и упростить задачу выбора одежды. На вешалках, как правило, оказываются сочетаемые между собой атрибуты костюма. Например, висят брюки и пиджак, по соседству оказываются рубашки в подходящей цветовой гамме. А если поднять глаза выше, то на полке можно будет увидеть еще и водолазку, сочетаемую по цвету со всем ансамблем. Сложно устоять от соблазна одеть себя «с ног до головы» в одном стиле.
Что касается приемов дизайнерского обустройства торговых центров, о них мне рассказала один из саратовских девелоперов. «Обилие зеркал и стекла в торговых пространствах легко объяснимо, - говорит коммерческий директор галереи «Каштан» Ирина Полюнова. - Все это создает иллюзию открытого пространства, позволяет покупателю психологически не чувствовать преград. Психологически он не чувствует преград. Это одна из хитрых технологий торговли. Хорошо еще, когда коэффициент цветопередачи ламп, которые используются в торговом освещении, приближен к солнечному. В этом случае товары имеют естественные цвета, и покупка, рассмотренная при дневном свете, не приносит разочарования. Приятная музыка, комфортная температура воздуха и свежесть помогают создать хорошее настроение и получить удовольствие от процесса шопинга».
Совсем не лишним в дополнении ко всему этому окажется наличие фуд-корта (кафе, ресторанов) и игровой детской площадки. Покупателей завлекают и интерактивным общением. Всегда же приятно получать дополнительную выгоду от покупки. Зачастую практикуются различные массовые акции, сопровождаемые гуляниями и розыгрышем призов для покупателей. Именно таким образом, как правило, проводятся новогодние акции и дни рождения магазинов.
Доставление удовольствия от покупки в саратовских магазинах приближается к европейским стандартам. Бум шопингомании еще впереди - когда за городом откроются гипермакеты, такие как «Икея» или «Мега». В московскую «Мегу» люди ездят как на пикник, всем семейством и на целый день. Да и как иначе. Ведь за несколько часов невозможно обойти пару десятков наших Крытых рынков. В таких мегамагазинах, помимо торговых павильонов, кафе и игровых площадок, есть кинотеатры. Здесь уж точно шопингометр равнялся бы самым большим величинам.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи