RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 353 от 5 декабря 2017 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Озолотились
14 января 2010, 12:41
Автор: Елена БАЛАЯН

Его почти год откладывали, но он состоялся назло снегопаду и пробкам в первый рабочий день нового года. И символично доказал, что работа артиста – это не только удовольствие, но и тяжелый изнурительный труд, за который кроме аплодисментов в нашей области иногда дают еще и фигурки симпатичных позолоченных мальчиков в веселых колпаках. Арлекин – он, конечно, не «Оскар» и даже не «Орел». Но местным деятелям искусств, не избалованным в отличие от столичных коллег всевозможными призами и ротациями, даже такое скромное поощрение – уже большое счастье. Похоже, именно так рассуждало высокое жюри, щедро присуждая награды всем, кто достоин и кого так или иначе не хотелось обидеть.

Как уже было сказано, фестиваль проведен с почти годовым опозданием. В номинации попали спектакли, поставленные два и даже три года назад. Это наложило на церемонию определенный ностальгический отпечаток. Участникам и гостям фестиваля пришлось срочно вспоминать уже немного забытые роли, мизансцены и впечатления.
Причиной долгого ожидания стала смена руководства в минкульте. После проводов Михаила Брызгалова новому министру Владимиру Синюкову нужно было сначала освоиться на новом месте, а уж потом раздавать статуэтки. Когда же место было освоено и в красочном буклете фестиваля появилась фотография нового министра, из-за кризиса возникли проблемы с финансированием. А потом в Саратове вдруг грянул свиной грипп, и фестиваль вновь пришлось отложить до лучших времен. В минувший понедельник «лучшие времена» наконец настали.
По словам председателя жюри, народной артистки России Риммы Беляковой, в этом году одни и те же актеры были номинированы за роли сразу в нескольких спектаклях. Это значительно осложнило работу жюри, отсмотревшего в общей сложности 23 спектакля, что на порядок превысило обычный объем работы. В состязании участвовали почти все саратовские театры, а также драмтеатры Балакова, Балашова и Вольска. Их участие, с одной стороны, абсолютно оправдано – фестиваль-то областной. С другой, конкурируя с мастодонтами, маленькие районные театры ставят себя в заведомо невыгодное положение. Как решить эту дилемму, устроители фестиваля еще не придумали. В итоге из многочисленных номинантов из глубинки «Арлекина» получил только режиссер из Вольска, и то в качестве спецприза.

НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

«Все смешалось в доме Облонских» – так можно охарактеризовать подбор номинантов. В одной и той же номинации столкнулись представители совершенно разных жанров. Артисты балета составили конкуренцию драматическим актерам, театру кукол и оперетте. Скрестив коня и трепетную лань, авторы фестиваля поставили себя в положение людей, вынужденных выбирать между кислым и сладким, пресным и соленым. Все это говорит об определенной непродуманности фестиваля и об отсутствии у него четкой и внятной концепции.
Сами его итоги оказались по-домашнему предсказуемыми. Те, кто должен был получить «Арлекинов», их получили. Те, кто по всем критериям должен был пролететь, пролетели. Местами складывалось впечатление, что у фестиваля вообще нет никакой интриги. Угадайте с трех раз, кто получил звание лучшего актера, если в номинантах звезды саратовской драмы Виктор Мамонов и Эльвира Данилина? Конечно, они и получили.
Внешне все выглядело довольно мило. Эксперты вскрывали конверты с именами победителей, лауреаты едва сдерживали волнение и трогательно заикались в микрофон.
В материальном плане церемония оказалась малобюджетной. В качестве оформления сцены были использованы уже готовые декорации из премьеры прошлого сезона – спектакля «Условные единицы». Не было ни красной дорожки, ни умопомрачительных нарядов, ни дефиле перед камерами. Да этого, наверное, в нашем городе и не могло быть, тем более в год кризиса. Финансовые трудности до конца так и не были преодолены: лауреаты остались без традиционных денежных премий. Пришлось довольствоваться грамотами, статуэтками, цветами и общим эмоциональным подъемом. Но отдельные атрибуты торжества все же были. Роскошное золотое платье Эльвиры Данилиной, фанфары и искристое шаманское в фойе для гостей.
Во многих случаях выбор жюри порадовал. Было приятно увидеть в числе победителей молодую актрису ТЮЗа Анастасию Бескровную, получившую «Арлекина» за лучший дебют в спектакле «Стеклянный зверинец». Приз за лучшую роль второго плана получил актер саратовской драмы Александр Кузьмин, сыгравший Лаэрта в «Гамлете». Работа его конкурента и почти однофамильца Артема Кузина в «Дядюшкином сне» объективно была ничуть не хуже, но жюри есть жюри. Молодые артисты балета Вера Шарипова и Алексей Михеев получили «Арлекинов» за спектакль «Девушка и Смерть». Отдельный «Арлекин» достался и его постановщику, балетмейстеру Валерию Нестерову.
Наибольшее количество «Арлекинов» унес театр оперы и балета: пять статуэток, одна из которых была вручена лично директору Илье Кияненко. На втором месте саратовская драма и ТЮЗ (у каждого по четыре статуэтки). Не остался без призов и Саратовский театр русской комедии, взяв «Арлекина» в номинации «Эпизод». А вот единственный в Саратове театр кукол «Теремок» попал в аутсайдеры.

КРИЗИС РЕЖИССЕРОВ

Многие лауреаты получили своих «Арлекинов» повторно. Так, к примеру, у Юрия Ошерова позолоченных статуэток наберется уже, наверное, целая коллекция. Но Юрий Петрович и на этот раз решил ни в чем себе не отказывать и вновь скромно выдвинул себя на получение приятной награды. И, что самое интересное, снова ее получил.
Имя Григория Цинмана, по странному стечению обстоятельств, не прозвучало ни в одной из номинаций. Спасибо актрисе театра Светлане Никулиной, которая вспомнила Григория Семеновича добрым словом, получая свою статуэтку за роль второго плана в его последнем спектакле «Много шума из ничего»…
Призы присуждались в 22 (!) номинациях. В финале добрую половину номинаций убрали, а с освободившимися «Арлекинами» поступили по принципу «Так не доставайся же ты никому!» В частности, жюри так и не смогло выбрать лучшего режиссера, оставив эту ключевую номинацию без приза. По мнению Риммы Беляковой, давать статуэтки за лучшую режиссуру нужно только в случаях, если претендент обладает экстраординарным талантом, а такового, на взгляд жюри, среди номинантов не оказалось. Спорить с судьями – дело неблагодарное, однако на лицо парадокс. В то время как актеры получают «Арлекинов» пачками, в Саратове за три (!) года не находится ни одного (!) талантливого режиссера, достойного аналогичной награды. Значит, не было и ни одного по-настоящему классного спектакля, о котором можно было бы говорить как о явлении в культурной жизни города.
С такой оценкой трудно согласиться: спектаклей, получивших признание зрителей, за трехлетний период было не так уж мало. Другое дело, что номинированными на главный приз оказались по большей части совсем другие постановки, с влиянием которых на умы и души саратовцев можно поспорить. Но тут все зависело от вкусов театральных худсоветов, они решали, кого выдвигать на ту или иную номинацию. Жюри на этот выбор никак не влияло, «лепя» лауреатов из того, что было предложено театрами. В идеале выбор профессионалов и зрителей должен совпадать, но на практике так бывает далеко не всегда.
К примеру, руководство Саратовского ТЮЗа самым достойным посчитало спектакль «Дядюшкин сон» питерского режиссера Григория Цхвиравы.
Хотя в театре за три года были и другие, более яркие премьеры, которые остались за бортом. Но даже из предложенных театрами кандидатур вполне можно было выбрать лучшего. Многие надеялись, что главную статуэтку получит молодой питерский режиссер Антон Коваленко за спектакль «Сиротливый Запад» по Мак-Донаху, но и эти ожидания не оправдались.
Впрочем, подобные радикальные решения были скорее исключением. В целом же сложилось впечатление, что жюри решило раздать всем сестрам по серьгам, щедро вручая статуэтки и тем, у кого они уже есть, и тем, у кого еще нет. Как иронично заметил по этому поводу Александр Галко, вручая награду очередному лауреату: «Еще две-три церемонии, и «Арлекины» будут у всех…».


Наталия ПЬЯНОВА,
доцент кафедры зарубежной литературы
и журналистики СГУ и кафедры мастерства актера
театрального факультета консерватории имени Собинова:

– Ни один из «Арлекинов» у меня не вызвал отторжения. Особенно было радостно видеть в числе лауреатов Анатолия Катца, за выдвижение которого я голосовала всеми руками и всем сердцем. Его постановки, связанные с классической литературой, и в частности пушкинские сюжеты, это настоящие театральные работы, которые говорят об умении глубоко проникать в материал, трактовать его. Мне было очень приятно, что Сережа Захарин получил приз за лучший дебют. Он, безусловно, очень одаренный и главное очень театральный человек. Для него театр – это не просто увлечение, а профессия, к которой он очень серьезно себя готовил. Я спокойно отношусь к тому, что лучшего режиссера не выбрали. Никаких великих идей, за исключением единиц, у режиссеров сегодня нет. Развести актеров, чтоб физиономиями в спектакле не сталкивались, на этом участие режиссера в спектакле зачастую заканчивается. Поэтому я всегда на стороне актеров. Единственное, что огорчило, это небольшое число награжденных артистов из области. Я понимаю, что количество «Арлекинов» ограничено, но в областных театрах есть актеры, достойные того, чтобы о них говорить и их награждать.

Александр ГАЛКО,
народный артист России, профессор театрального
факультета консерватории имени Собинова:

– У меня ощущения двойственные. Есть прекрасные попадания и абсолютно заслуженные победы, и это большая радость, что этих людей видят, замечают, ведь даже самая скромная награда – это двигатель творчества. Заслуженно и справедливо получили свои награды Виктор Мамонов и Эля Данилина. Хотя в конкурентах у Мамонова был Юрий Ошеров, тоже довольно сильный соперник. В то же время при отборе театрам надо быть более жесткими в рекомендациях номинантов. Мне показалось, что в этот раз были такие кандидатуры, которые вообще нельзя рассматривать в контексте творческого соревнования. Для них даже стоять в одном ряду с некоторыми актерами просто неловко. Это обесценивает выбор. Поэтому здесь дело человеческого отбора, стыда и вкуса. И, конечно, жюри нужно быть очень тщательным в выборе, и приходится проявлять порой чудеса дипломатии для того, чтобы никого не обидеть, этому дать шанс на рост, того наградить потому, что он только начал. И вот эти воспитательно-поощрительные призы убирают жесткость конкуренции, которая обязательно должна присутствовать в любом уважающем себя фестивале.

Последние выпуски
№ 353 от 5 декабря 2017 г.
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи