В Саратовском цирке гастроли всемирно известного «Цирка зверей Филатова»
Цирковая династия Филатовых насчитывает уже пять поколений, и в ветвях их раскидистого генеалогического древа немудрено запутаться. Но именно Валентин Филатов сделал эту фамилию известной всему миру. И помогли ему в этом… обыкновенные медведи.
В принципе, бродячие артисты испокон веков забавляли зевак исполняемыми медведями трюками типа: «Покажи-ка, миша, как баба с коромыслом идет, как мальчишки горох воруют, как солдат на часах стоит». И для отечественного, и для зарубежного цирка номера с дрессированными медведями отнюдь не были диковинкой. Новаторство Валентина Филатова состояло в том, что он создал целый «медвежий аттракцион». И когда, к примеру, медведю-боксеру, победившему в поединке на ринге другого медведя, цветы вручает опять же медведь-болельщик, в голову невольно закрадывалась мысль о практически человеческой разумности четвероногих артистов. Тем более что искусно создавалась иллюзия, будто трюки косолапые проделывают исключительно по собственной инициативе, при почти полном невмешательстве в происходящее на арене дрессировщика. Одним из постулатов филатовской системы дрессуры стало: «Медведя нельзя принудить сделать какой-то трюк. Он должен обязательно понять, чего от него требуют».
Много лет прошло с тех пор, давно уже нет с нами Валентина Ивановича, но его традиции дрессуры продолжили дочери – Людмила и Татьяна. Дочь Людмилы Валентиновны Юлия, представляющая пятое поколение династии, и ее муж Андрей Клыков в 2001 году создали «Цирк зверей В.И. Филатова» с новым музыкальным и сценическим оформлением и модернизированными трюковыми композициями.
Надо сказать, что к Саратовскому цирку у Юлии отношение особое. Именно в Саратове в 1975 году она, 7-летней девочкой в белом платьице, с бантом, впервые вышла на манеж – знаменитый дедушка Валентин устроил внучке посвящение в артистки цирка. А в1999 году на саратовский манеж вышла уже ее 7-летняя дочка Настя – шестое поколение цирковой династии.
С хищниками открытая и жизнерадостная Юлия работает уже 26 лет, но тесное общение с ними, как уверяют друзья детства, на ее характере никак не отразилось. Дрессировщица, впрочем, признается, что с животными ей удается ладить даже лучше, чем с людьми: звери, как правило, отвечают на добро добром. А еще, оказывается, им не чуждо такое, казалось бы, сугубо человеческое чувство, как ревность. Дрессировщик не имеет права выделять любимчиков, иначе обидится какой-нибудь четвероногий артист, и долго потом придется «грешок» замаливать – шептать на ушко ласковые слова.
***
Любителям животных, наверное, приятно будет узнать, что звери в цирк попадают не из дикой природы, а из зоопарков, причем, как и положено, третье поколение, рожденное в неволе. К примеру, леопарды Боня, Петруха и Гришка, занятые в номере «Пятнистые кошки», взяты из Новосибирского зоопарка. Боня (или Бонифаций) поначалу, пока не привык, шипел так, что его даже некоторое время называли Шипром. Перс (или фамильярно Петруха) – довольно редкая помесь с персидским леопардом, он чуть меньше своих собратьев по размеру. Младшенького, 2-летнего Грея (а ласково – Гришку) назвали так из-за большого серого пятна на боку. До недавнего времени он жил у Юлии дома, даже спал в одной постели с ее дочкой и был… активным пользователем компьютера. Леопард готов был часами внимательно следить за картинками из мира диких животных, проплывающими на экране.
Леопарды в номере под руководством Андрея Клыкова работают без клетки, а между тем подпиливать им острые когти Юлия, наученная горьким опытом дедушки, категорически не желает. В 1975 году дрессировщикам сверху спустили приказ – подпилить. Подпилили. После «маникюра» четвероногие артисты потеряли аппетит и долго болели. Потому Боня, Петруха и Гришка точат свои коготки сами – о деревянную лежанку в вольере, на которой спят.
Для зрителей номер с леопардами без клетки, уверяет Юлия, никакой опасности не представляет. Во-первых, хищники в ошейниках и на поводке. А во-вторых, в них с детства вырабатывают рефлекс – за бордюр нельзя, и цирковые животные помнят это правило, даже находясь на заслуженной пенсии.
***
Странно, но про дрессировщиков медведей в цирке почему-то не принято говорить как о дрессировщиках хищников. И если кошачьи показывают своим поведением, что они чем-то недовольны и готовы напасть, то поведение медведя абсолютно непредсказуемо, а неожиданный удар его когтистой лапы может оставить человека без скальпа. Однако Андрей Клыков и Юлия Филатова своим питомцам полностью доверяют, потому как растили их, так сказать, с младых когтей.
В номере «Медведи-акробаты» косолапые артисты демонстрируют себя еще и как гимнасты и канатоходцы. Особенно впечатляет стойка на передних лапах в руках у дрессировщика. Блестяще справившись с задачей, 9-летняя медведица Маша не забывает поклониться зрителям.
Вообще, считает Юлия Филатова, животные сами подсказывают, какой трюк они могут исполнить (так, медведю физиологически свойственно ходить на задних лапах). В этом случае задача дрессировщика – отшлифовать трюк, добиться его исполнения в нужный момент, а на это уходит приличный срок – от 2 до 5 лет. В то же время очень сложно, к примеру, вводить в группу леопардов (ведь по натуре они «волки-одиночки») или заставить идти назад – ведь это им несвойственно.
***
В номере «Экзотика» оригинальный трюк – так называемая «люстра», визитная карточка Валентина Филатова – выполняют гигантские попугаи, которые работали еще с самим Валентином Ивановичем. С обезьянкой же по имени Ваня зрители знакомы по сериалу «Улицы разбитых фонарей», в одной из серий которого он снялся.
Кроме огромного числа всевозможных животных программа включает в себя всю классику циркового искусства: номера акробатов, эквилибристов, жонглера, а также номер «Школа верховой езды с русскими борзыми». Скрепляет все это многообразие в единую цельную программу клоун Энвар Шамшадинов.
|