В музее Федина прошла презентация нового поэтического сборника Светланы Кековой «На пути в Эммаус». Новая книга Светланы Кековой вышла в далеком Казахстане. Начиная с 2006 года там осуществляется новый проект «Алматинские литературные чтения», возникший как альтернатива валу коммерческого «чтива». Его цель – знакомить читателей с лучшими образцами современной литературы. В рамках проекта задумана серия визитов в Алматы наиболее известных, «культовых» писателей и поэтов из разных стран мира, издание сборников их произведений, создание цикла документальных фильмов об авторах. В прошлом году организаторы ждали в гости Светлану Кекову из Саратова, которая, к сожалению, приехать не смогла. Тем не менее, в серии «Алматинские литературные чтения» вышел сборник ее стихов «На пути в Эммаус», охватывающий период творчества поэта с конца 70-х по 2006 год.
Вот так бы и нам по обочине жизни брести
под взглядом Отца и под сводом пустынного неба,
пять красных горошин до боли сжимая в горсти,
чтоб лик Иисуса узнать в преломлении хлеба.
Строки из этого стихотворения определили название всего сборника. Когда-то осиротевшие апостолы встретили по дороге в Эммаус воскресшего Христа, и не сразу узнали Его… «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его», – сказано об этом в Евангелии от Луки (24; 16). И лишь после того, как Христос, взяв хлеб, благословил, преломил и подал апостолам, тогда «открылись у них глаза»…
Что уж говорить о современном человеке, блуждающем с «удержанными глазами» в лабиринтах вещественного мира и собственного сознания от жизни к смерти. Или же, наоборот, от небытия к небытию?
Загадочная поэзия Светланы Кековой дает нам надежду найти ответ. В ее мире на равных «ангел крылья в синей листве купает» и «мотылек парит в ореоле света», каждый человек – даже тот, кто об этом еще не подозревает – принадлежит вечности, а слово несет утешение.
Назвать Светлану Кекову саратовским поэтом даже язык не поворачивается. Конечно же, она – поэт российского и даже мирового масштаба. И нам всем невероятно повезло, что по «случайной неслучайности» она живет в нашем городе, преподает в саратовском вузе, а время от времени устраивает творческие вечера, на которых читает свои стихи.
А с музеем К. Федина поэта связывает давняя творческая дружба. Прежде всего, потому что сами сотрудники музея любят поэзию вообще и стихи Кековой в частности. И искренно радуются любой возможности познакомить с ними саратовцев.
Светлана Васильевна признается: в стенах литературного музея ей и самой особенно легко выступать, здесь собираются «все свои». То есть люди, которые чувствуют поэтическое слово, язык метафор и «излучение нездешного», присущее стихотворениям Светланы Кековой.
Интересно, что уже второй раз ее вечер проходит на фоне выставки замечательной саратовской художницы Милы Горожаниной. «Я все думала о том, что бы мне подарить Светлане Васильевне, и сделала для нее вот такое «Зимнее яблоко», – показала Мила собравшимся свою работу. – И вдруг с удивлением обнаружила, что на сборнике «На пути в Эммаус» тоже стоит значок в виде белого яблока. Оказывается, яблоко – это символ города Алматы. Такие вот бывают чудесные совпадения…»
Но главное чудо, конечно, заключается в стихах Светланы Кековой, которые живут сами по себе, своей вольной жизнью. Светлана Васильевна никогда не была озабочена их «продвижением», все публикации стали результатом стараний ее друзей.
В 1989 году известный поэт, живущий в Канаде, Бахыт Кенжеев случайно прочитал в журнале «Юность» подборку стихов Светланы Кековой. «…За год из ста авторов нашлось две звезды первой величины, – написал он вскоре в журнале «Знамя». – Одна – известный всему свету Чичибабин. Вторая – некая Светлана Кекова. Сама Светлана своих стихов никуда не носит, и мне приходится прибегать к такому способу, как прислать вам кое-что из-за океана со следующим заклинанием: я прочел в жизни уйму разнообразных стихов, и по пальцам одной руки можно пересчитать случаи, когда настолько перехватывало дыхание. Это, на мой взгляд, будущая классика конца века».
Вспомнилось об этом еще и потому, что предисловие к новому сборнику тоже написал Бахыт Кенжеев. Спустя почти двадцать лет он не только не усомнился, но еще больше укрепился в своем литературном открытии, и снова – удивился, называя Светлану Кекову «замечательным мастером в истории российской словесности» и поразился «этим мучительным сочетанием повседневного и высокого».
Нечто подобное переживают и другие любители поэзии, постоянно следящие за творчеством Светланы Кековой. Вместе с поэтом все мы словно отправляемся в некое странствие, цель которого для каждого труднодостижима и желанна.
Мы жили так, как падал снег,
как дождь неудержимо лился,
и каждый вечный человек
томился или веселился.
Это строки из нового цикла Светланы Кековой «Покинутые дома». В них – реалии нашего города, сквозь которые просвечивает время.
|