RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Девушка, которая хотела счастья
24 января 2008, 17:49
Автор:

Это только на вид она такая белая и пушистая, но стоит приглядеться поближе, и вы поймете – на роль тургеневской героини эта девушка явно не годится. Ее поэзия не похожа на те сладкоголосые вирши, которые обычно ассоциируются у нас с женской лирикой. Нет в ней ни розовых амурчиков, ни пронзенных сердец, ни томных прогулок под луной. Зато есть много драйва и того особого лихачества, которое возникает у человека в моменты отчаяния. Впрочем, демонизировать Елену Калякину, несмотря на все ее «недетские» выкрутасы, было бы большой глупостью. Будучи по натуре барышней своенравной, она тем не менее остается яркой представительницей своего пола. Вот почему за интеллектуальными пассажами, которых в ее стихах более чем достаточно, скрывается подчас хорошо завуалированный страх одиночества и банальное желание любить и быть любимой...

Все это относится не только к стихам, но и к ее музыкальным вещам (к последним даже в большей степени). Они представляют собой смесь фолка, рока и авторской песни в лучшем смысле этого слова. Выходя далеко за рамки пресловутых «трех аккордов», Ленины песни легко ложатся на слух, почти каждая из них – это хит, который моментально запоминаешь.

Но Елена Калякина мало того, что хорошо сочиняет, она еще и очень недурно поет, аккомпанируя себе на гитаре. Это сочетание в одном «флаконе» музыки, стихов и голоса – ее главная, фирменная фишка. На литературных вечерах и фестивалях ее выступления всегда пользуются успехом. А недавно Елена – руководительница литературной студии «Солитон» при детском Доме детского творчества Волжского района – удостоилась особой чести. Режиссер Марина Глуховская оценила запал молодой поэтессы и взяла ее песни в свой последний спектакль «Немного о лете», премьера которого прошла недавно в Драме на Малой сцене.

***

Сакраментальная сентенция о том, что все гениальное просто, к творчеству Елены Калякиной явно не относится. Как и многие творческие люди, она живет в своем особом мире, который сама же и придумала. Отсюда и тот интеллектуальный шарм, и бунтарство, и легкая манерность, в чем-то роднящая ее авторский стиль со стилем Ирины Богушевской.

Она любит Павича и Толстого и принципиально не любит Ахматову.

У нее высокая самооценка. «В творчестве иначе нельзя», – говорит девушка-бард. Будучи по натуре немножко эмансипэ, она умудряется оставаться при этом примерной женой и мамой. Лениной дочери недавно исполнилось два с половиной годика, и если все сложится удачно, то очень скоро у Настеньки появится младший брат. Для 24-х лет совсем неплохо, согласитесь.

***

С технической точки зрения стихи Елены Калякиной почти безупречны. Чего, считает она, не скажешь о песнях. Впрочем, это вполне естественно, ведь песни – это особый жанр, живущий по своим собственным законам, отличным от законов чистой поэзии. Литературной студией «Солитон» Елена руководит уже два года. Вместе со своими подопечными пристально следит за особенностями современного литературного процесса, вычленяя из общего потока самое актуальное и интересное. Учиться писать и понимать стихи к Елене приходят люди самые разные, но большую часть составляет молодежь от 15 до 25 лет.

По словам Елены, хорошую поэзию в Саратове найти трудно. А то, что продается, не отражает текущий литературный процесс ни в коей мере. «На книжных полках кроме Есенина, Пушкина и Ахмадулиной нет ровным счетом ничего. И этим наш город невыгодно отличается от Питера или Москвы, где книжные магазины буквально завалены современной поэзией. Мы же, как в застойные времена, вынуждены по крупицам выискивать и распечатывать из интернета вещи, закупать которые наши магазины почему-то не считают нужным. И это сильно обедняет литературное пространство нашей области», – говорит Елена Калякина.

Недавно кроме «Солитона» у Елены появилась еще одна студия. Она называется клуб творческой молодежи «Платиновый век» и базируется в областном доме работников искусств, что на Комсомольской, 41. Единственная проблема – из-за семейной загруженности девушка совсем не успевает учиться. Появление на свет маленькой дочки круто изменило жизненный график молодой мамы. Взяв на 3-м курсе академотпуск, Лена так из него до сих пор и не выйдет. Учится Елена на специалиста по социальный работе в Московском государственном социальном университете. и прекрасно понимает, что много денег в такой профессии не заработаешь. Впрочем, «если приспичит», вполне может податься работать куда угодно. Когда семье остро не хватало денег, она пошла и устроилась администратором в солярии. «Я в этом плане довольно гибкая», – оценивает Елена свой «приспособленческий» потенциал.

***

В городских и областных литературных конкурсах Елену часто приглашают в жюри. Ее стихи неоднократно публиковались в местном литературном альманахе «Волга-XXI век». Главный редактор болгарского журнала «Знаки» Елка Няглова во время приезда в Саратов обратила внимание на юное дарование и даже опубликовала ее стихи в своем издании. Еще один бонус в профессиональной карьере могло бы принести членство в Союзе писателей. Но для этого Елене необходимо опубликовать два собственных сборника. Выпуск самого простого стоит 15-20 тысяч рублей. Это вроде бы не самое дорогое удовольствие молодой поэтессе пока не по карману. Самое большее, что она может себе позволить, это поучаствовать в выпуске коллективного сборника. Сейчас солитоновцы готовят к выходу в свет свой первый сборник прозы и поэзии «На краю обложки», который издают за свой счет.

***

Будучи барышней образованной, Елена щедро сдабривает свои стихи различными литературными аллюзиями. «Ты слишком начитанная, и в этом твоя беда», – говорят о ней подруги. И действительно, поначалу ее строчки часто кажутся непонятными и где-то даже абсурдными. Но стоит в них вчитаться, и все сразу встает на свои места.

Конечно, без мало-мальски приличного багажа песни Елены Калякиной могут так и остаться для кого-то абракадаброй. К примеру, человек, который никогда не читал «Мастера и Маргариту», ни за что не поймет, о какой такой Гелле идет речь в одной из песен, что произошло с ее злополучным коленом и к чему, собственно говоря, вся эта непонятная чертовщина про «бурлящую породу» и «воцерковленную мостовую».

Впрочем, любовь к постмодернистским играм – не главное, что есть в ее стихах. Елену явно влечет народная, мифологическая стихия. Это особенно хорошо видно в песне «Заря». Рисуя апокалиптичную картину заката цивилизации, Елена активно использует народную стилистику. Отсюда и пресловутые «попандопулы» – мифические племена, кочующие, словно цыгане, по полям и весям (вспомните выражение «одет как попандопуло») и фраза про мертвые поля, которые «омываются Ладогой» – Ладожским озером, по которому во время блокады Ленинграда проходила знаменитая дорога жизни. Таким образом, через трагические события прошлого и связанные с ними символы осмысливается кризис истории новейшей и тех событий, которые происходят на наших глазах.

Елене часто удаются метафоры. Особенно хороша строчка про распятых лебедей, красивая и ужасно трогательная. Еще девушка активно использует звукопись (литературный прием, основанный на повторе гласных и согласных), и это придает ее стихам особую мелодичность.

Вообще сам по себе факт, что Елену Калякину волнует история, а не только дела сердечные, говорит о многом. При этом главную роль в грядущем возрождении, которое непременно наступит, главное «не проспать, не пропустить» этот момент, она отводит не взрослым дядям и тетям, а своим ровесникам – таким же, как она, молодым людям и девушкам. Не знаю, как вам, но мне кажется, что это просто здорово, когда у барышни такая активная жизненная позиция.

О том, что перед нами стихи именно молодой и «продвинутой» современной девушки, говорит и обилие сленга, что придает ее поэтическому высказыванию актуальный оттенок, не мешая при этом восприятию сути.

В Саратове Елену Калякину знают, но круг ее поклонников наверняка бы расширился, будь у нее возможность записать диск. Кое-какие записи у Лены есть, но все они не отличаются ни профессионализмом, ни качеством, поскольку сделаны в домашних условиях. Поэтому было замечательно, если бы появился человек, который помог бы Елене Калякиной записать ее первый настоящий профессиональный альбом. Ну а в том, что у альбома этого будут слушатели, можно не сомневаться.

Елена Балаян

 

ЗАРЯ

С севера на – юг не летят птицы по полю,

С севера на юг лишь идут попандопулы.

С севера на – юг по длине мысли до полу,

С севера на юг...

Мертвые поля омываются Ладогой,

Мертвые поля освещаются радугой,

Мертвые поля пораскинулись надолго,

Мертвые поля...

Припев:

Будет утро, будет заря –

Не проспи, не пропусти!

Мы появились не зря

К самому началу пути.

Кельтские кресты надвигаются спереди

Кельтские кресты – под ладонью у челяди

Кельтские кресты – как распятые лебеди

Кельтские кресты...

Припев

То, что мы пожнем – то весною посеется.

То, что мы пожнем, да работает мельница.

То, что мы пожнем, – в эту сказку не верится –

В то, что мы пожнем.

Припев

 

ЖИЗНЬ

Сквозь туман летит мне в спину город.

Сквозь туман я проезжаю мимо.

Сквозь туман… ты мне уже не дорог.

Сквозь туман смотрю, как сквозь витрину…

 

Припев:

Ты горишь, моя единственная,

Ты горишь невыносимо,

Ж И З Н Ь ! . .

 

На моем маршруте остановок нет,

И нет других (иных) маршрутов.

Это всё такой туман – он ловко

Изменил сюжет, чтоб стало круто.

 

Нас забудет твоя больная вьюга.

Долгим взглядом проводит серый сеттер.

Слишком поздно теперь жалеть друг друга:

В воду – камни, и за ворота – ветер.

 

АНЖЕЛА

Гелла лечит колено мне –

Ночью, меж регионами –

Желтыми хризантемами,

Сжатыми радиоволнами.

То ли улыбкой ангела,

То ли кольцом дымным –

Лечит углем глыбным

Анжела.

Припев:

Ты не бери меня в расчет,

Когда считаешь чет и нечет.

Не удержать судьбу за плечи,

Когда коней седлает черт.

Воцерковленной мостовой

Плыву, теряя чувство брода,

Во мне бурлит моя порода,

Не обрученная с толпой.

Светится белый кадр.

Что в нем: вино? боги?!

Я бы тебя на баннер

«Сфоткала» на дороге,

Если бы ехать дальше,

Если бы жить вечно.

Мир – из фольги и фальши.

Головы с плеч! Конечная.

А ты на Крымском стаи птиц

С ладоней отпускаешь в небо.

Ты никогда со мною не был

На перекрестке двух столиц.

Но я ищу тебя всегда

В тех городах, что мне чужие,

В которых мы с тобой не жили.

И с неба падает вода.

Винные этикетки

Свесятся с роялей.

Темы для интеллигентки

Не «догоняю краями».

Птицы несут на Крымский

Новости в высоте.

Профиль рисую римскими

Цифрами в пустоте…

Припев

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи