В ТЮЗе им. Киселева поймали «Синюю птицу»
Вряд ли бельгийский драматург Морис Метерлинк догадывался, что его пьеса-феерия «Синяя птица» когда-нибудь станет символом нового, возрождающегося театра, этакой театральной птицей-феникс. Именно так случилось в 1908 году, когда символическая сказка Метерлинка была впервые поставлена Станиславским в Московском художественном театре и прогремела на весь мир. Но ведь и наш Саратовский ТЮЗ, который считается первым в мире детским профессиональным театром (он открылся под названием «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр им. вождя рабоче-крестьянской революции В.И. Ленина»), начал свою деятельность в 1918 году именно со сказки «реакционного символиста и мистика». Наверное, не случайно в преддверии почтенного 90-летнего юбилея Саратовский ТЮЗ снова обратился именно к «Синей птице».
Впрочем, чуда обновления и возрождения из пепла отживших традиций на этот раз не произошло. Спектакль поставлен в традиционной тюзовской манере, которую не в силах сокрушить никакой символизм и другие «измы». Местами он выдержан в духе мюзикла, где актеры от всей души, хотя и не слишком голосисто, исполняют музыкальные арии и много танцуют. Некоторые сцены напоминают традиционную детскую сказку, каких в театре за девяносто лет было поставлено немало. Имел место в спектакле и «интерактив» возле рождественской елки, взбодривший зрителя и напомнивший о приближающихся новогодних праздниках. Особенно если учесть, что в целом премьерный показ длился без малого три с половиной часа с двумя антрактами.
Скорее всего, сама идея поставить «Синюю птицу» в виде детского рождественского спектакля (жанр обозначен как «рождественская феерия»), является не слишком удачной. Морис Метерлинк был убежденным атеистом, и христианское мироощущение ему было совершенно не близко. Поэтому метерлинковские Призраки, Духи деревьев, очеловеченные Блаженства, притянутые к рождественской теме, выглядят так, словно они попали немного не в ту оперу.
Хотя, как говорится, не скоро сказка сказывается, и первый спектакль на публику нельзя судить слишком строго – это всегда волнительный праздник и для актеров, и для зрителей.
Постановка рождественской феерии «Синяя птица» была поддержана грантом губернатора и получилась масштабной, красочной, с замечательными костюмами.
Возвращение «Синей птицы» состоялось – она снова заняла свое место в афише театра.
|