RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
В Радищевском музее открылась выставка художника-примитивиста «Благослови, душе моя, Господа»
20 декабря 2007, 16:56
Автор: Екатерина Ференец

Несмотря на то, что выставка Елены Черкасовой, открывшаяся в нашем городе 11 декабря и приуроченная к традиционным Пименовским чтениям, проходит по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, сам владыка так рассказал о своем первом знакомстве с  творчеством художницы: «Я по своей натуре традиционалист, поэтому, когда впервые увидел репродукции картин Елены Черкасовой, подумал, что это не мое. Но через несколько лет я вновь познакомился с ее работами, и они мне…неожиданно понравились». «Взгляд» отправился на место событий, чтобы узнать, чем  Черкасова заслужила такое доверие и чем ее манера живописи отличается от классической иконописи.

 

Художник из Москвы Елена Черкасова является по признанию многих специалистов признанным мастером в жанре христианских сюжетов-образов. В столице выставки ее работ проходят с большим успехом. Свои картины художница с успехом продает отечественным и западным частным коллекционерам. В Саратов Черкасова привезла 47 своих работ.

Но, верно заметил владыка Лонгин, картины Черкасовой поначалу даже шокируют, хотя, с другой стороны, тем и «цепляют». Так обычно рисуют дети – нечеткие силуэты и образы в сочетании с очень яркими красками. Привлекают внимание и тексты на дореформенном русском, расположенные по периметру картин и поясняющие действо на полотнах. «Эта «детская» манера есть большой плюс ее творчества, – поясняет искусствовед Михаил Кукин, приехавший из Москвы в составе «группы поддержки». – Люди так намного проще воспринимают сюжеты с религиозной тематикой. Кроме того, я бы не стал определять манеру Елены как примитивную. Уместнее было бы назвать ее картины наивными и трогательными».

Сам же автор «наивных» картин на вопрос корреспондента «Взгляда» – когда и почему она стала писать именно христианские сюжеты, рассказала историю двадцатипятилетней давности. «Однажды я лежала в больнице и познакомилась там с глубоко верующей девушкой. Мы стали дружить, и я была поражена, насколько ее жизнь не похожа на мою. Она все делала необыкновенно легко, честно и чисто. Захотев испытать на себе то же самое, я пришла в храм. И вот уже более 20 лет  живу церковной жизнью – исповедуюсь, причащаюсь, отмечаю православные праздники», – говорит Елена Черкасова. Путь к написанию картин, подобных представленным на выставке, занял у художницы долгих 12 лет. «Вскоре я поняла, что писать светские портреты, пейзажи, натюрморты больше не хочу, а что-то другое еще не умею. – продолжает рассказ Елена Игоревна. – И только спустя много лет я поняла, что уже могу сделать нечто  новое, и  стала работать в направлении создания духовных сюжетов».

Как выяснилось, сюжеты для своих картин Елена Черкасова берет из христианской литературы. Не обходит она своим вниманием и житийные истории из православной жизни.

На выставке представлено несколько циклов работ, объединяющих картины определенной тематики. Искусствоведы особо отмечали циклы «Рождество» и «Предпраздненство».

Примечательно, что, являясь членом секции иконописи творческого Союза художников России, Черкасова четко разграничивает свои картины и иконы и признается, что пробовала писать последние, но, не справившись с жесткими канонами, поняла, что «из этого ничего не выйдет».

Так в чем же различие картин художницы и классических икон? В этом вопросе помог разобраться все тот же Михаил Кукин, взявший на себя функции экскурсовода. Оказалось, различий масса, но и сходство тоже есть. «Иконы в отличие от картин являются предметом религиозного культа. Перед картиной, например, поклоны отбивать никто не будет. Кроме того, иконопись имеет свою особенную технику, недоступную простым живописцам. Еще иконы пишут темперой на липовых досках, а Елена пишет маслом на холсте», – продолжал перечислять отличительные особенности Михаил Юрьевич. А роднит с иконами представленные на выставке картины, по мнению искусствоведа, «высокая духовность».

Очевидно, чтобы почувствовать эту духовность, выступавшие на открытии выставки почетные гости призывали посетителей музея не торопясь рассматривать картины, чтобы «заставить свою душу трудиться». Возможность «потрудиться душой» есть у горожан до конца января – по завершении первого месяца нового года эта необычная и «наивная» выставка покинет Саратов.  

 

Екатерина Ференец

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи