RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Почему саратовские чиновники от культуры не хотят замечать ансамбль, которому рукоплещет вся Европа
20 декабря 2007, 16:36
Автор: Елена Балаян

Саратовский ансамбль «Брандт Брасс» стал победителем на II Международном конкурсе трубачей и ансамблей медных инструментов имени В.И.Щелокова. Он проходил в Екатеринбурге со 2 по 7 декабря. В конкурсе приняли участие несколько десятков коллективов из Москвы, Питера, Екатеринбурга и других городов. Ансамбль «Брандт Брасс» – единственный музыкальный коллектив России, который с августа 2003 года профессионально работает в жанре брасс десятки. Он и стал обладателем единственного на конкурсе гран-при, а также специального приза за артистизм министерства культуры Екатеринбурга.

 

А началось все еще в консерватории, со студенческой скамьи, когда «мы вдруг неожиданно обнаружили, что дружим ансамблем». Сначала играли квинтетом, до тех пор, пока музыканту Олегу Абрамову не пришла в голову счастливая мысль о создании брасс десятки. «Сам по себе жанр брасс десятки очень молодой, он зародился в 60-х годах в Англии. Это достаточно сложное направление. В России нет ни одного коллектива, который работал бы в этом жанре, да и в Европе таких ансамблей совсем немного», – объясняет Олег перспективность идеи.

Но не только возможная конвертируемость будущего детища волновала создателей ансамбля. Хотелось им и чего-то несравненно большего, чем просто признание – хотелось реализовать себя. На тот момент практически все музыканты уже были при деле. И сегодня семеро трубачей подвизаются на симфоническом поприще в оперном оркестре, другие служат музе в филармонии. Но сидеть всю жизнь  в тени оркестра, играя в чужую дуду, не хотелось. «Ведь что такое оркестр? – риторически вопрошает Олег Абрамов. – Это инструмент, посредством которого дирижер выражает себя, вот и все. А нам хотелось свободы, хотелось играть произведения, где главное внимание уделяется духовым инструментам, в то время как в оркестре такой выбор невозможен…»

Два года музыканты мыкались в поисках репетиционной базы, пока наконец директор гарнизонного Дома офицеров не проникся симпатией к подающему надежды коллективу, пустив к себе под крылышко. Ноты собирали по всей России, по крупицам разыскивая вожделенные произведения. А дальше случилась поездка за границу. Она-то и стала первой ласточкой будущей популярности. «Еще когда мы были студентами и играли квинтетом, ездили в Германию, на мастер-класс к Питеру Кнутсвику, известному трубачу, руководителю брасс квинтета. Потом, уже собравшись брасс десяткой (также в ансамбле три ударника. – Авт.), сообщили об этом Питеру, и он пригласил нас на свой фестиваль. Там у нас были две судьбоносные встречи – с профессором из Канзасского университета Гарри Мортинсоном, который предложил нас на конференцию международной гильдии трубачей в Бангкок, и Аркадием Шилкопером, известнейшим в мире джазистом-валторнистом. Позже у нас с Аркадием был совместный джазовый концерт в саратовской консерватории. Попасть в Бангкок было очень престижно. У нас был вечерний концерт, мы играли два часа, в финале публика аплодировала стоя…»

Саратовские музыканты настолько понравились иностранным коллегам, что они решили сделать им сюрприз. Узнав, что ансамбль давно уже мечтает приобрести трубу-пикколо, они убедили владельца известной в Европе фирмы по производству музыкальных инструментов «GETZEN» Бреда Гетцена подарить им эту самую трубу. Стоимостью, на минуточку, 3.800 долларов. «В Саратове такую трубу не найти, а если б она и была, мы бы ее все равно не потянули, – признается Олег Абрамов. – А играть без трубы-пикколо музыку барокко и ренессанса невозможно». В общем, свезло нашим музыкантам на все сто.

Но и это было еще не все. Бангкокский триумф имел продолжение в виде медиапопулярности, которая настигла саратовцев тоже благодаря чистой случайности. На конференции в Бангкоке присутствовал и главный редактор известного английского музыкального журнала «The Brass Herald». Услышав выступление волжской десятки, главред тут же решил поместить их к себе на обложку. А далее был триумфальный тур по Испании, и не было ни одного концерта, где бы саратовцам не аплодировали стоя. «После этого вся Европа узнала, что есть такой город Саратов, – хвастается музыкант. – Тем, кто не очень понимал, где это, мы объясняли, что это город на Волге, недалеко от Сталинграда. Особенно хорошо нас понимали немцы. Услышав про Сталинград, они сразу делали серьезные лица и уважительно кивали».

В чем же причина такого неслыханного успеха? Почему самая искушенная европейская публика приходит в такой дикий восторг, устраивая нашим землякам долгие продолжительные овации?  «Сегодня в мире очень ценится национальная музыка, и так получается, что иностранцы слышат русскую музыку от русских, и это их очень цепляет, – говорит Олег Абрамов. – Во-вторых, мы вдесятером играем произведения, рассчитанные на симфонический оркестр, и это не может не впечатлять. Плюс на каждом фестивале, куда нас приглашают, мы обязательно представляем мировую премьеру – играем произведение, написанное специально для нас кем-нибудь из композиторов. И таких композиторов, пишущих специально для нас, с каждым годом становится все больше…»

По словам Олега Абрамова, за границей саратовских музыкантов знают больше, чем в родном городе. Ансамбль активно сотрудничает с композиторами разных стран. Так, к примеру, израильский композитор Борис Пиговат специально для «Брандт Брасса» написал Еврейскую рапсодию «Посвящение М.Шагалу», мировая премьера которой состоялась на заключительном концерте фестиваля в Германии.

Сегодня у ансамбля свой райдер – почти как у звезд. Что касается финансов, то здесь все непросто. Хороших предложений не так много, как хотелось бы, а от плохих музыканты стараются отказываться. «Нас часто приглашают играть в европейских костелах или на площадках в европарках – в Европе сейчас это модно. Такие выступления хорошо оплачиваются, но мы  все же не для того собирались, чтобы детишек веселить», – пожимает плечами музыкант.

Саратовский минкульт трубачам никак не помогает. По мнению Олега Абрамова, это тем более странно, что министр культуры Михаил Брызгалов в прошлом сам трубач, а значит, человек для музыкантов не чужой. Тем не менее: «На все фестивали мы ездим за свой счет, потому что для нас это вопрос престижа». Музыканты считают, что их коллектив вполне мог бы стать визитной карточкой Саратова. «Есть много филармоний, которые хотели бы видеть нас у себя, но не могут потянуть гастроли из-за отсутствия денег. Саратовская духовая школа самая передовая в России однозначно, она имеет свое лицо, многие вещи, написанные для духовиков, появились именно здесь и это дорогого стоит», – уверен Абрамов.

Сейчас ансамбль серьезно обсуждает вопрос о выпуске диска. И это будет первый диск, записанный брасс десяткой в России.

Елена Балаян 

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи